В хмурую Москву нагрянул «солнечный цирк»

   
   

Музыкальный обозреватель «АиФ» Владимир Полупанов оказался в числе первых россиян, попавших под обаяние «солнечного» («солей» - в переводе с французского «солнце») представления.

Отцы-основатели «Цирка дю Солей», уличные циркачи из Канады - Ги Лалиберте и Даниэль Готье – на вопрос о мотивах, побудивших их дать своему детищу солнечное имя, обычно сообщают, что, мол, Канада – северная страна. Солнечных дней в году не так много, отсюда и желание исправить этот климатический изъян. Все шоу «Цирка дю Солей», а их сегодня в мире около 20 (часть из них стационарна, и лишь немногие носят гастрольно-разъездной характер) стоят не трех неизменных китах. Оригинальные номера, отсутствие каких-либо животных и полное нивелирование звездности артистов.

Каждому из трех составляющих дается своё обоснование. Оригинальность позволяет делать из цирка успешный бизнес-проект. Животных не используют потому, что основатели трепетно относятся к братьям нашим меньшим и много делают для сохранения природы и редких видов животных. Ну, а что касается последнего пункта, то здесь кроется рациональный подход к кадрам. В «дю Солей» нет незаменимых артистов, поэтому нет и звезд. Сам цирк является звездой, сформированной из лучших цирковых номеров (собранных по всему миру), поэтому на афишах вы не увидите ни имен, ни фамилий, ни псевдонимов участников шоу.

«Варекай» (в переводе с цыганского – «где-то там», «где бы то ни было») не самый лучший спектакль в арсенале «Цирка дю Солей», но очень типичный. В основе сюжета философская притча об Икаре, который падает с неба в таинственный лес, населённый фантастическими существами. Лесные обитатели (в массе своей похожие на участников костюмированного бразильского карнавала с уклоном в животную тему) не знают, как относиться к свалившемуся на них буквально с неба «счастью» и для начала отрывают Икару крылья. Затем каждый из них пытается помочь главному герою вновь поверить в себя и научиться, сначала просто ходить, а потом уже и летать. Все заканчивается хеппи-эндом – Икар влюбляется в одну из прелестных жительниц леса, похожую одновременно на ящерицу, стрекозу и царевну-лягушку. Она отвечает ему взаимностью, и кажется, что дело идёт к свадьбе.

Идя на «Варекай», я советую не слишком увлекаться сюжетом и попытатся, вообще, отключить мозги. Потому, что при более въедливом просмотре, покажется, что сюжетная линия шоу шита белыми нитками. После просмотра я поймал себя на мысли, что увиденное напоминает мне яркий, но бессвязный сон. Вроде бы приблизительно помнишь о чём, но в чём логика происходящего не имеешь никакого понятия. Большая часть номеров «Варекай» построена на воздушной гимнастике, акробатике и эквилибре. Кстати, около 40% участников «Варекай» - это выходцы из стран СНГ. Название финального номера «Русские качели» говорит само за себя. Есть в шоу жонгляж, клоунада, соло на ходулях (демонстрируемое юношей инвалидом) и даже кавказская лезгинка, венчающаяся танцем с саблями в исполнении грузинских танцоров. Вся постановка как будто пропитана духом восхищения возможностями человеческого тела, способностями на грани возможного. 

Все действо происходит не на привычной для цирка арене, а на пространстве, напоминающем больше театральную сцену. Из декораций – лишь стальные прутья, устремлённые к потолку и символизирующие деревья. Почти вся музыка, звучащая в «Варекай», исполняется вживую. Кстати, не пытайтесь понять, о чём поют цирковые музыканты. Их язык – эта талантливая тарабарщина, ещё одна оригинальная придумка режиссёров. 

   
   

Хотелось бы предостеречь потенциальных зрителей от некоторых неприятных моментов бытового характера. Цирк разбил своё шапито близ Большой спортивной арены Лужников, куда не очень удобно добираться от метро. На машине и комфортнее, и практичнее, особенно в это, холодное и дождливое, время года. Парковочный талон приобретается (за 300 руб.) через Интернет на официальном российском сайте шоу «Варекай» (www.cds.ru). Но не факт, что программа выдаст вам удобное место близ шатра. Лужниковские парковщики загнали меня довольно далеко от шапито, и нам (имею в виду своё семейство) пришлось довольно долго (по грязи и в темноте) топать до циркового шатра. Шоу начинается в 20.00 и заканчивается около 23.00 (с учетом 25-минутного антракта). Что не совсем удобно, если вы пришли с детьми, у которых на следующих день занятия в школе. В холле цирка можно перекусить – целлулоидный сэндвич с ветчиной или сёмгой обойдётся вам в 250-300 руб., кофе в бумажных стаканчиках - в 100-150 руб. Спиртное в буфете не подают, поэтому, если ли вы любите ходить на зрелище уже «разогретым», делайте это загодя. С совсем маленькими детьми ходить не рекомендую. Всё-таки зрелище рассчитано на публику от 7-8 (и старше) лет. Зал рассчитан примерно на 2500, поэтому хорошо видно практически с любого места. Но есть кресла, расположенные за железными конструкциями, служащими каркасом шатра. Моим коллегам на премьере достались именно эти «несчастливые» номера кресел. И они практически ничего не разглядели. Поэтому перед покупкой билетов внимательно посмотрите схему зала (она тоже есть в Интернете).

Надеюсь, что эти советы уберегут вас от маленьких неудобств, и вы сможете по-настоящему насладиться красочным действием, которое не совсем даже цирк в привычном понимании. 

Смотрите также: