В 2015 году стоимость бензина может возрасти сразу на 16–19 рублей, достигнув 50 рублей за литр топлива (против сегодняшних 31–34 рублей). Такие данные содержатся в письме Комитета Госдумы по энергетике, адресованном председателю правительства Дмитрию Медведеву. В документе, подписанным главой комитета Иваном Грачёвым, приведены расчёты, согласно которым за первые 6 месяцев 2015 года бензин подорожает на 20 %, до 45 рублей за литр, а к концу года его стоимость достигнет 50 рублей.
Причиной грядущего подорожания Грачёв называет «налоговый манёвр», законопроект о котором был принят Госдумой в первом чтении. В чём заключается этот манёвр, АиФ.ru объяснил аналитик агентства Thomson Reuters KORTES Александр Шкурин: «В течение следующих трёх лет экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут понижаться, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) расти. В такой ситуации продавать нефть за рубеж окажется выгоднее, чем внутри страны. Это может привести к возникновению дефицита топлива на внутреннем рынке. Кроме того, на цену бензина повлияет запланированный переход на новые стандарты качества топлива — «Евро 4» и „Евро 5“».
Депутаты просят Дмитрия Медведева проанализировать возможные последствия «налогового манёвра» и отозвать его. Однако содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бриг сомневается, что их просьба будет удовлетворена: «Не думаю, что «налоговый манёвр» будет отозван. Это не какое-то поспешное решение, он давно обсуждался. Фактически, это изменение налогообложения отрасли — комплексная мера, направленная на наполнение бюджета и развитие интеграции торгового пространства внутри Таможенного союза. Кроме того, я сомневаюсь, что «манёвр» приведёт к 20 % удорожанию. По нашим расчётам, стоимость бензина будет расти темпами, близкими к инфляции».
Однако что будет, если худшие прогнозы сбудутся — и литр топлива на заправке действительно подскочит до 50 рублей? Окажется ли это той самой психологической чертой, после которой люди начнут отказываться от машин, дороги опустеют, а автосалоны начнут закрываться один за другим?
По мнению координатора «Синих ведёрок» Петра Шкуматова, для россиян, переживших дефолт 1998 года, такая ситуация не станет чем-то из ряда вон выходящим: «У нас есть опыт 1998 года, когда произошёл супердефолт. И на дорогах в одночасье стало абсолютно пусто. Месяца на три, а потом движение пришло в норму. Дело в том, что спрос на бензин, электричество и водопровод не подчиняется напрямую рыночным законам. Вам в любом случае нужно есть, пить и ехать — и вы будете за это платить, сколько бы это ни стоило. Вскоре эти повышенные траты перераспределяются на другие экономические секторы в виде инфляции. Тогда работодатели вынуждены будут поднять зарплаты, и всё более-менее устаканится. Поэтому, даже если подорожание будет резким, шоковый этап окажется коротким».
Схожей точки зрения придерживается радиоведущий Сергей Асланян: «Принципиально ничего не изменится. Литр бензина обязательно будет стоить 50 рублей, даже дороже. Но с учётом того, что товарооборот на 70 % осуществляется при помощи грузового транспорта, бензин всё равно будет продаваться. Тем более что в большинстве российских городов общественный транспорт не развит, а в деревнях и посёлках без машины просто не обойтись. Отмечу, что это не чей-то злой умысел или неправильное решение, это спланированная политика. Когда экономика пребывает в стагнации и заработать на внешних рынках не получается, приходится искать деньги внутри страны. Конечно, самый простой вариант — поднять стоимость бензина, а не налоги напрямую. Автомобилисты и собственники жилья платёжеспособны в глазах государства. Значит, им нужно приготовиться к росту различных косвенных налогов».
Более мрачная картина видится председателю Движения автомобилистов России Виктору Похмелкину: «Если это случится, то будет способствовать социальному расслоению среди автомобилистов. Уверен, недорогих автомобилей на дорогах станет меньше, людям придётся сокращать количество поездок. Это может психологически надломить общество. Тем более что вслед за бензином подорожают все остальные товары. С учётом того, что доходы населения не увеличиваются так быстро, как цены, это станет серьёзным ударом для большинства людей».
Отметим, что рост цен на топливо в России уже сейчас обгоняет инфляцию: с конца сентября бензин на заправках подорожал на 8,8 %. Такое подорожание на фоне стремительно дешевеющей мировой нефти — необычный феномен. Например, в США розничные цены, напротив, упали на 33 цента, вернувшись к уровню 2010 года — 3 доллара за галлон бензина (примерно 35 рублей за литр). В причинах нелогичного роста цен на топливо в России разбирается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В официальном сообщении ведомства, опубликованном накануне, не исключается возможность биржевого сговора крупных российских нефтяных компаний.
Смотрите также:
- Рост цен на бензин: как водителям придется оплачивать строительство дорог →
- Что надо сделать, чтобы бензин начал дешеветь? →
- Бензин больше не подешевеет →