Об усилении ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде на федеральном законодательном уровне депутаты Госдумы заговорили уже достаточно давно. Как и осенью 2012-го, на это их спровоцировали несколько страшных аварий, в которых погибли люди. В итоге 27 декабря 2010 года был внесён законопроект «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Этот документ под номером 479619-5 за нанесение вреда здоровью водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, изменял срок наказания принудительными работами с трёх до пяти лет. Помимо этого, вводилось два пункта, предусматривающих «ограничение свободы на срок до трёх лет, либо арест на срок от трёх до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трёх лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет» за нанесения вреда средней тяжести и наказание в виде штрафа в размере до 40 000 рублей, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок от двух до четырёх месяцев с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет» за причинение лёгкого вреда здоровью человека. В случае смерти одного человека наказание возрастало с семи до девяти лет лишения свободы, а при гибели нескольких людей – с девяти до 11 лет.
Законопроект за двадцать с лишним месяцев не был рассмотрен, а после громких аварий на Ленинском и с Мариной Голуб в Госдуму поступило ещё несколько законопроектов.
Депутаты Лебедев, Нилов и Свинцов в законопроекте № 132764-6 также предложили ужесточить наказание за нарушение ПДД, совершённое в состоянии опьянения и повлёкшее смерть одного и более лиц, увеличением срока наказания в виде лишения свободы с семи до девяти лет, а если авария повлекла смерть двух и более человек – до пятнадцати лет лишения свободы. При этом они предложили исключить наказание в виде принудительных работ. Проект несколько раз рассматривался думскими комитетами, которые выявили конкуренцию норм уголовного и административного права и противоречие принципу справедливости наказания из-за уравнивания санкций статьи 105 «Убийство», предполагающей умышленное действие, и статьи 264, предполагающей деяние по неосторожности.
Проект депутата Плетнёвой, зарегистрированный 11 декабря 2012 года, устанавливает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двенадцати лет с увеличением срока лишения прав до пяти лет. Помимо этого, Плетнёва напоминает о статье 47 УК РФ, согласно которой в качестве вида уголовного наказания применяется лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью. Её нормы также должны распространяться на пьяных водителей.
Ну и последний (не по значению) в этом ряду законопроект г-жи Яровой и присоединившихся к ней товарищей. Он является одним из самых категоричных. За смерть человека нетрезвый водитель карается лишением свободы на срок от двух до десяти лет, смерть двух или более лиц – лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет. Также УК предлагается дополнить статьёй 2641 «Управление автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортным средством», которое наказывается штрафом в размере 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. То есть все эти наказания грозят человеку, который ещё не получил или лишён водительских прав и управляет автомобилем в пьяном виде.
Также этот законопроект регулирует и нормы Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. Штраф в размере 50 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет остался неизменным с октября. А вот передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечёт штраф в размере 10 000 рублей и лишение права управления на срок от полутора до двух лет. Эта же норма распространяется при повторном управлении машиной в состоянии алкогольного опьянения. Также наказываются те нетрезвые водители, которые не имеют права управлять автомобилем, арестом на 15 суток или штрафом 30 000 рублей. Стоит отметить, что в статью 3.5. КоАП, определяющую максимальные размеры штрафа, уже внесены изменения, определяющие максимальный размер в 50 000 рублей (ст. 14.1.2), принятые президентом 12 ноября 2012 года.
Как и предыдущие проекты, закон от Яровой вызывает некоторые вопросы у проверяющих. Так, Верховный суд не увидел дифференциации ответственности между водителями, находящимися в состоянии опьянения, и водителями, скрывшимися с места ДТП, которые могут через несколько дней трезвыми явиться с повинной. Нарушена логика проектируемой статьи 2641: водитель наказывается не за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, а за управление транспортным средством в состоянии опьянения, будучи уже лишённым права управления транспортным средством, возможно, даже за незначительное нарушение (например, за закрытый оргстеклом регистрационный знак), наказание за которое составляет месяц лишения прав. Но, управляя транспортным средством в течение этого месяца, в состоянии опьянения он будет привлечён не к административной, а уже к уголовной ответственности. Не проработан и вопрос с повторностью, с отказом от медицинского освидетельствования, с употреблением алкогольных напитков после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции.
Несмотря на явную неготовность почти всех этих законопроектов, на несоответствие норм внутри кодексов и между собой, на каждом стоит рецензия «Комитет рекомендует принять его в первом чтении». Весь пакет, скорее всего, будет принят 20 февраля, а потом в них будут вноситься поправки. На фоне того, что депутаты крайне негативно относятся к возвращению минимальных промилле, что станет с этими законами к третьему чтению, можно только предполагать…