Примерное время чтения: 7 минут
1460

Удивительный Байкал. Как камлают шаманы в заповеднике духов?

От Иркутска сюда можно добраться по шоссе вдоль Ангары и побережья Байкала. Потом на пароме. День пути, и мы на острове Ольхон - прародине бурятского шаманизма.

Буряты, их шаманы, а также маги, хилеры и жрецы всего мира считают, что именно там находится священное место, где легче всего общаться с духами, впадать в транс и обмениваться потусторонним опытом.

Мыс бурятского Бога

«Посвящённые» называют этот похожий на вытянутое тело нерпы кусок земли длиной 80 км со степями на юге и горами на севере «энергетическим сердцем» самого глубокого на планете пресноводного моря-озера, а мыс Бурхан - одной из девяти святынь Северной Азии. Это сюда бежали сибирские шаманы, спасаясь от конницы Чингисхана и маузеров революции. Такие ключевые слова, как «сакральный центр», «заповедник духов», «избранная земля», «прародина («последний оплот») шаманизма», находят у островитян самый живой отклик и сочувствие. «Да, парень, - кивают местные, обводя рукой окрестные пляжи и сопки, - тут они и живут, духи. Вон где зубцы на Бурхане!»

Две скалы - будто бы сошедший с картины художника-мариниста «каменный дворец» на мысе Бурхан («бог» по-бурятски) и стоящая рядом скала Шаманка каждое лето привлекают сюда целые процессии паломников, в том числе и адептов многочисленных сект - тех, кто, лишь сойдя на берег, объявляет себя Богом или его бессмертным воплощением. Местные мальчишки смотрят на это с буддийским спокойствием. Приезжие «святые» устраивают шоу на бурятских святынях и вербуют местных жителей, посвящая их в «жрецы» и «магистры». Тут же камлают и режут жертвенных баранов настоящие шаманы, прибывшие на свой слёт из Якутии и обеих Америк. А в это время в домах бурятов проводят житейские обряды и исцеляют людей родовые старейшины - «шаманы клана».

На Бурхане есть скрытая пещера, где камлали ещё шаманы древности. Теперь она заброшена и окружена наскальными граффити. Пока на Ольхон не пришли русские, мыс и окружающие его поля были табу - посторонним, иноверцам и женщинам из ближайших улусов не разрешалось даже близко подходить к жилищу мистических сущностей, а копыта своих коней, подъезжая к Бурхану, буряты трепетно оборачивали мягкими тряпками. В 1930-х вблизи мыса построили посёлок Хужир, а в девственно-чистой лагуне возвели пирс и нефтебазу. Недавно и то и другое снесли. Но легендарная святыня так и осталась местом массовых гуляний.

Динозавр в камне - это к добру

Середина дня. Мы беседуем во дворе просторного дома шамана, или, как здесь говорят, старейшины Владимира Буинова. Дом стоит на краю Хужира, почти на самом мысу Бурхан. Разбирая рыбацкую сеть во дворе усадьбы, старик-бурят рассказывает мне о тонкостях обряда сожжения, на который и сейчас не пускают никого из посторонних.

Близкие умершего вместе с шаманом, объясняет он, относят тело (без гроба) в лес и обкладывают его распиленными вдоль стволами лиственниц. Затем разводят под этим древесным саркофагом костёр и уходят, не дожидаясь конца.

Наутро полагается прийти и проверить, всё ли сгорело… Его младшего брата, известного российского хирурга Бориса Буинова, так же, по традиции, сожгли в лесу под Хужиром. Он тоже был «немножко шаманом» и делал в поселковой больнице сложнейшие операции.

Про историю трагической смерти Бориса Буинова знает весь посёлок. Доктор медицинских наук, он преподавал в мединституте в Иркутске. Многие годы спасал людей, но в итоге сам попал под скальпель хирурга - на трансплантацию почки. Деньги на лечение собирали всем миром. Но началось отторжение органа… Перед смертью врач и учёный человек высказал последнее желание: «Сожгите меня по обычаю»...

Мы идём на Бурхан и фотографируемся на фоне скалы. Буинов показывает большое коричневое пятно в виде дракона, проступившее на поверхности камня: «Смотри, как природа сделала! Или духи». На Ольхоне считают, что силуэт динозавра - знак свыше. Нижний выход из «пещеры шаманов» находится где-то там… Сам Буинов похож на индейских персонажей - колдунов-«брухо» из произведений Кастанеды: он мудр, по-своему красив, хотя и горбат, ростом - мне по грудь, но не кажется карликом. Глядя на него, веришь, что, как говорит научная гипотеза, предки индейцев Америки пришли с Байкала…

На Ольхоне мало кто помнит, как грамотно проводить обряды. Но делать это всё равно кому-нибудь надо. Кроме Буинова при случае шаманят и другие старики-буряты - они «брызгают», чтобы ублажить духов, молоком или тарасуном (молочная самогонка. - Авт.) по сторонам света и могут по правилам зарезать жертвенного барана, однако не считают себя истинными шаманами. Местные водители, проезжая мимо ритуальных столбов - обо, установленных на перевалах, тоже плескают рядом с ними водкой, чтобы техника в пути не подвела. Пешие же путники и «брызгают», и выпивают не чокаясь.

Цветы всех религий

Кроме шаманов на остров регулярно наведываются представители различных сект, жаждущие пообщаться с космосом. Адепты одной из них, предварительно «поработав» на Алтае, поселились на метеостанции, начали вербовать местных жителей и туристов в «жрецы служения оранжевого и красного луча», проводили на Бурхане мистерии посвящения и очень уж тщательно обхаживали сотрудников музея. Себя они называли «физиками из Москвы» и «энергетиками».

Плата за «семинары» исчислялась круглыми суммами, зато теперь в Москве их «гуру» разъезжают на лимузинах.

«Одиннадцать тысяч лет назад, - убеждали они жителей Ольхона, - у вас тут, на Байкале, жила древняя цивилизация, которая переселилась под землю. А мы - её преемники... Там, внизу, и сейчас кипит жизнь. Слышен шум городов, гул транспорта. Приложите ухо к земле, и вы услышите сами». При этом сектанты с подозрительной настойчивостью повторяли, что «подводная цивилизация» просит российских учёных прекратить исследовательские работы по глубинному бурению на севере Байкала, начатые в середине 1990-х, и даже называли в своих проповедях точные координаты и пределы района, в котором бурение нежелательно. «Иначе, - предупреждали они, - Ольхон разрушится и, как Атлантида, уйдёт под воду. А всех бурятов с острова переселят на чужбину».

Шоу, которые устраивают на «шаманском» острове экзальтированные паломники, - на самом деле увлекательное зрелище. Как-то двести мужчин и женщин разделись догола, вошли в воду у причала и стали сообща «производить обряд». А на протесты проходивших мимо бурятов отреагировали так: «Байкал священный, значит, в него нельзя входить в одежде, даже в купальнике. И вообще, скоро все люди сроднятся, не будет ни мужчин, ни женщин!»

«С такими «камланиями», - заметил кто-то из очевидцев, - на Байкале скоро не останется и самих бурятов с их шаманами…» Не так давно на окраине Хужира поставили православную церквушку. До этого русские там могли молиться лишь у себя дома. Буряты-шаманы отнеслись к храму с сочувствием. «Пусть здесь растут все цветы! - сказал мне Владимир Буинов. - Но только без сектантов-самозванцев…»

По преданию, могущественный род ольхонских шаманов произошёл от орла, превратившегося в человека. Уезжая с острова, я пришёл на поляну, которую облюбовали паломники, выложившие в траве круги из крашеных камешков. Там же стоит  обо, по обычаю обвязанный тряпочками. На берегу, если подняться на гору, видна маковка церкви. Над лесом парит орёл... В заповеднике духов растут сегодня все цветы.

Из «АиФ Без границ» №21 от 25 мая 2011 года

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах