Издательская отрасль до сих пор не может оправиться от финансового кризиса, считают эксперты из Роспечати, подготовившие доклад о состоянии книжного рынка в России. Цены на книгу подошли к «психологическому барьеру», превышение которого может повлечь за собой заметный отток покупателей из книжных магазинов. Покупателей, которые и так-то не много читают, и это проблема номер два в нашей стране. И третий фактор, который мешает развитию книжного рынка, — это пиратство.
За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 г. этот показатель составлял 5,14
Держи вора!
За год обороты от легальных продаж электронных книг в России выросли более чем в 2 раза, но легальные ресурсы по своему ассортименту существенно отстают от пиратских. На пиратских сайтах предлагается порядка 100-110 тыс. книг, тогда как в легальном доступе сегодня находится не более 60 тыс. наименований. Это не считая главного — на сторонних ресурсах книгу можно скачать бесплатно, а на легальных площадках за нее придется платить.
Сайты со ссылками на «пиратский» контент регулярно отслеживаются, уверяют эксперты. Их руководство нередко идет навстречу правообладателям, в результате чего в последние два года в интернете было снято более 25 000 ссылок на распространяемые пиратским способом книги, а также получен доступ к файлообменным сайтам с возможностью прямого снятия ссылок, нарушающих авторские права.
С сайтами, которые базируются на российских серверах (или на серверах в странах СНГ), разговор короткий — снимают делегирование с доменов, причем приводят даже цифры, сколько это стоит, — 150-200 тысяч рублей за каждый сайт (вопрос, куда уходят эти деньги?). Сайты, использующие серверы в зарубежных странах, по-прежнему вне досягаемости, поэтому, по словам генерального директора «ЛитРес» С. Анурьева, бороться с ними можно только на территории России, ограничивая к ним доступ пользователей.
Правообладатели ходили к поисковым системам. Google пошел навстречу и заблокировал выдачу в результатах поисковых запросов ссылок на сайты, содержащие «пиратский» контент. А вот Яндекс последовать их примеру отказался — В компании заявили, что они вправе сами определять политику размещения контента и накладывать ограничения на него только там, где выступают в качестве хостера, но не имеют права по своему усмотрению вмешиваться в вопросы использования третьими лицами чужих объектов авторского права.
По оценке генерального директора издательства «Эксмо» О. Новикова, сегодня доля электронных книг (лицензионных и нелицензионных) составляет около 5% российского рынка, при этом 90% скачиваний электронных книг обеспечивают «пираты», что составляет, по мнению Новикова, около 3-4 млрд руб. потерь в год.
Какая-такая упущенная выгода?
Успокаивает правообладателей одно — не факт, что все скачанные книги люди читают, скорее, просто хватают, потому что бесплатно, а потом, возможно, даже идут покупать бумажный аналог. И вопрос упущенной выгоды до сих пор кажется спорным, ведь получается, если кто-то купит книгу и даст почитать ее родителям, издатель тоже понесет убытки, и каждый как бы должен покупать себе книги индивидуально, так? Или в стоимость одной бумажной книги уже заложена возможность чтения другим человеком?
Тут еще вспоминаются слова Ричарда Столлмана, основателя движения свободного ПО, который напоминает о том, что, покупая бумажную книгу, вы получаете ее в собственность, а покупая электронную, — только возможность ее прочитать. Вы даже не можете быть уверенным, что она вечно будет храниться в вашей электронной библиотеке.
Одна из моделей борьбы с пиратами, которая обсуждается экспертами, сводится к тому, чтобы «пиратские» интернет-ресурсы блокировались по заявлению от Российского книжного союза в МВД России, которое, в свою очередь, направляло бы предписание провайдерам о приостановке обслуживания «пиратского» ресурса. С этой целью Российский книжный союз планирует провести встречи с ключевыми участниками интернет-рынка, чтобы согласовать и закрепить порядок действий. То есть нелегальный сайт будет продолжать жить, но открыть его у себя дома вы, например, уже не сможете.
Кто-то книги не читает и даже дома не хранит
Другой важный фактор, тормозящий развитие книжной индустрии, — то, что мы просто не хотим читать. Исследователи приводят такую статистику: мы читаем книги и газеты 9 минут в сутки, а журналы — 6 минут. Год назад ВЦИОМ провел исследование, чтобы узнать, сколько книг мы храним в домашней библиотеке, сколько книг в среднем прочитали российские граждане за последние месяцы, и где берут книги, чтобы почитать. Оказалось, около половины жителей России дома имеют менее сотни книг. 31% опрошенных могут похвастаться более обширным собранием: у 19% дома есть от 100 до 300 книг, 6% — от 300 до 500, 4% — от 500 до 1000, 2% — свыше 1000 книг. 18% опрошенных признались, что книг у них дома нет совсем.
За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 г. этот показатель составлял 5,14. Время чтению чаще посвящают жители Москвы и Санкт-Петербурга и люди предпенсионного возраста, причем читают чаще женщины. Треть респондентов покупает книги, которые им хочется прочитать, а вот традиция брать книги у знакомых теряет популярность. 26% заявили, что берут нужное издание в своей домашней библиотеке. Популярным стало скачивание из интернета, особенно среди молодежи. Доля тех, кто ходит за книгой в городскую библиотеку, — 9%, а покупают книги в интернет-магазине или заказывают по почте всего 1% респондентов.
35% россиян никогда не читают книги. В 1996 г. таких граждан было 20%. При этом практически ежедневно читают книги только 22% россиян, в то время как в 1996 г. постоянными читателями книг были 31% жителей страны.
Детектив и подставку для карандашей!
Еще более печальная статистика о том, что мы читаем. По итогам 2011 самыми большими тиражами в России были изданы Дарья Донцова, Юлия Шилова и Александра Маринина. Считай, это самые востребованные авторы в нашей стране. Но, и это немного радует, интерес к той же Донцовой падает, с 2008 года ее тиражи снизились в 2,4 раза. Среди зарубежных писателей самым печатаемым в России автором по итогам 2011 г. стал Александр Дюма, на втором месте — Агата Кристи, на третьем — известная английская писательница Барбара Картленд.
Учитывая такие интересы народа, не удивительно, что книжные магазины все большее предпочтение в своем ассортименте отдают некнижным товарам (канцелярским товарам, игрушкам и др.). Средняя же отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 г. составляла 189 руб., а в 2011 г. она составляла уже 245 руб., т.е. за четыре года рост составил около 30%. Народ читать не хочет, а тот, кто хочет, не всегда может себе это позволить. Не говоря уже о дорогостоящих устройствах для чтения книг.
Более 40% опрошенных издательств выпускают свои книги в электронном виде. Приблизительно треть уже задумывается о выпуске книг в новом для себя формате. И 20% опрошенных издательств отвергают идею выпуска книг в электронном виде.
Не все хотят на букридеры
23% опрошенных издательств считают, что выпуск электронных книг принесет им снижение выручки. Во-первых, из-за того, что электронные книги дешевле «бумажных», а во-вторых, потому, что читатели еще «не распробовали» электронную книгу и меньше будут ее покупать. 40% издательств (как правило, те, кто электронную книгу уже начал выпускать или задумывается о ее выпуске) полагают, что переход на новый вид носителя принесет им увеличение выручки. Такие ожидания связываются с тем, что люди будут покупать электронную книгу наряду с бумажной, и продажа электронных книг будет стимулировать продажу бумажных, а также с тем, что в электронном виде люди смогут покупать ту часть их ассортимента, которая уже ушла из продажи.
С удешевлением многофункциональных планшетов, таких как iPad, ридеры как узкоспециализированный гаджет отойдут на второй план и в течение 2-3 лет могут совершенно исчезнуть с рынка
Каналы распространения электронных книг, выпускаемых столичными издательствами, достаточно разнообразны: около 40% их продукции распространяется через интернет-магазины и сайты-агрегаторы информресурсов; около 30% — через электронные библиотеки, около 20% распространяется издательствами через собственный сайт. В других регионах ситуация иная: почти все книги, выпускаемые в электронном виде, продаются самими же издательствами.
Среди интернет-магазинов лидером является Ozon.ru, с 2010 года он занимается и продажей электронных книг. Рост продаж в этом сегменте в 2011 г. по отношению к 2010 г. составил 40%. Но когда в 2010 г. компания выпустила свой ридер Ozon Galaxy и «связала» его со своей электронной библиотекой, проект не снискал большой популярности среди покупателей. Компания продала всего несколько тысяч устройств и отказалась от выпуска второй модели Ozon Galaxy.
При этом эксперты говорят, что в России букридеры примерно в 2-3 раза популярнее, чем планшетные компьютеры. Любопытно, что, несмотря на активное распространение ридеров в 2011 г., эксперты пророчат этим устройствам недолгую жизнь. С удешевлением многофункциональных планшетов, таких как iPad, ридеры как узкоспециализированный гаджет отойдут на второй план и в течение 2-3 лет могут совершенно исчезнуть с рынка, говорится в докладе Роспечати.
Интересно, что чаще всего книги в нашей стране переводят с английского, французского и немецкого, затем идут итальянский, японский и другие языки. А центральные издательства отдают в интернет-магазины только 10% своих книг, лидирующие каналы для них — независимые книжные магазины и сети. Региональные магазины отдают в интернет-магазины 1% книг, их основные каналы — библиотеки, собственные магазины и киоски.