Примерное время чтения: 4 минуты
297

Почему «Яндекс» не виноват, что хорошо индексирует Интернет

Шумиха вокруг утечек пользовательских данных, секретных документов и забавных смсок набирает обороты. Буквально за пару дней выяснилось, что поисковые системы действительно индексируют сайты, причем делают это очень качественно. Компании в шоке, клиенты в изумлении, государственные органы, которые, кажется, вообще не представляют, как работает Интернет, на всякий случай строят теории заговора: данные «доставали из поисковиков», чтобы огорчить Медведева, подписавшего поправки к закону «О персональных данных».

Мнения относительно того, кто виноват, что список заказов Иван Иваныча из секс-шопа стал доступен любому желающему, разделились. Основная масса малограмотных пользователей Интернета поспешила обвинить во всем «Яндекс». Поисковой системе инкриминируют то, что она оказалась слишком хорошей. Поисковик виноват, что сумел найти страницы, размещенные в свободном доступе, виноват, что качественно их обработал, виноват, что отобразил исчерпывающие сниппеты в поисковой выдаче. Другими словами, концерн BMW обвинили в том, что их машины могут разгоняться до 220 км/ч — смертельно опасной скорости в случае, если не справиться с управлением.

Конечно, можно спорить о правильности способа получения «Яндексом» адресов страниц для индексации (они попали к нему через сервис статистики «Яндекс.Метрика»), но гораздо логичнее спросить у сайтов, почему «Метрика» стоит на якобы защищенных разделах, и почему эти разделы не закрыты паролями, куками и другими соответствующими способами. Поисковый робот — это не хакер, он не может взламывать личные кабинеты. Почему, в конце концов, администраторы сайтов не озаботились заполнением файла robots.txt, в котором описываются правила индексации конкретных страниц.

Ответ на эти «почему» прост — большинство компаний до сих пор ставит во главу угла гипертрофированную экономию и жадность. «Мы купили скрипт для интернет-магазина у школьника за $60 — мы сэкономили, мы молодцы! А наши конкуренты наняли программистов с опытом и вложили $6000 — они ничего не понимают в бизнесе, потому что клиент все равно не заметит разницы». Не узнаете, нет? А ведь так везде: и в оффлайне, и в онлайне в основе бизнеса лежат совсем не те ценности, о которых пишут в книжках умные западные менеджеры. Водитель BMW разбился, потому что попал в выбоину на дороге, которую пытались построить за $60, а SMS c сайта «Мегафона» теперь читает весь Интернет.

Иногда глупость разработчиков, нанятых из экономии, переходит все границы. Несколько лет назад один из ныне разорившихся банков отдавал по RSS историю операций по пластиковым картам клиентов. Естественно, что RSS-потоки были обнаружены поисковыми системами и любой желающий мог подписаться на них.

Конечно, безграмотные программисты — это далеко не единственная проблема. Люди, пришедшие в Интернет вести дела, зачастую просто не понимают, как эта штука работает. Если конфиденциальные документы лежат на сайте и на них не идут внешние ссылки — это не значит, что они лежат в сейфе. С таким же успехом можно оставить их лежать на столике в кафе: вроде бы точное местонахождение никому не известно, но через несколько минут их кто-нибудь обнаружит. Утечка! Нужно обвинить кафе в том, что в него заходят люди и смотрят по сторонам.

Наконец, есть и третья проблема, которая посерьезнее всех предыдущих — это мы с вами. Если в других странах интернет-магазины уже были бы завалены судебными исками на миллионы долларов, то в России все только с упоением изучают чужие заказы, кричат «ололо» и требуют продолжения банкета. Интересно, что в таком случае найдется в «Яндексе» завтра?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах