Примерное время чтения: 16 минут
257

Mail.ru боится Facebook, СМИ превращаются в McDonalds и другие интересные итоги «РИФ+КИБ»

О конференции «РИФ+КИБ», которую называют главным весенним мероприятием Рунета, знают даже те, кто не имеет никакого отношения к интернет-бизнесу. Шутка ли — 7 тысяч человек приезжают в подмосковные «Лесные дали», чтобы три дня обсуждать настоящее и будущее интернета в нашей стране. Привет участникам конференции традиционно шлет президент России Дмитрий Медведев, на круглых столах можно увидеть министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. Правда, только ленивый не пишет в свой Твиттер, что «РИФ+КИБ» уже не тот, а вот раньше...

Раньше было две главные конференции интернет-отрасли: «Российский интернет-форум» (РИФ) и Конференция «Интернет и бизнес» (КИБ), пока в 2009 они не объединились в одну, сейчас ее организует РАЭК. Еще несколько лет назад на конференцию приезжало в несколько раз меньше людей, теперь побывать на «РИФ+КИБ» считают своим долгом пиарщики и маркетологи всех мастей, свои секции появились у стартапщиков, и едва не на каждом круглом столе говорят о социальных сетях.

В этом году в Facebook даже появился новый тренд — представители интернет-тусовки зачастили с постами «Почему я не поеду на Кибориф», мол, слушать там уже нечего, а выпить можно и в Москве. Одно интернет-издание и вовсе посвятило три текста «РИФ+КИБ», но не тому, о чем говорили на сцене, а тому, что там можно было поесть и как там работал в этот раз интернет.

Некоторые эксперты, которые до Подмосковья все-таки доехали, объясняли, что посещают эту конференцию, только чтобы выступить на своих секциях и провести переговоры в кулуарах. И хотя в статьях и фоторепортажах о «РИФ+КИБ» каждый ищет свое фото с пластиковым стаканчиком, мы постараемся поговорить и о содержательной части конференции тоже.

Лидеры и лузеры

«РИФ+КИБ» — это всегда уникальный микс докладчиков. В переполненном кинозале выступают руководители ведущих порталов — Яндекса, Google и Mail. ru, а в соседнем шатре мальчик, год назад устроившийся в интернет-компанию, учит пиарщиков диким банальностям, мол, на вопросы журналистов нужно отвечать, а публикации о себе — мониторить. И вот эти содержательные провалы потом и превращаются в общую картину — два часа на секции стоял, а кроме навязчивого пиара компаний, так ничего и не услышал. И ладно, если твое посещение, проживание, обеды и фуршеты щедро оплатила организация, где ты работаешь, а вот если отдал свои кровные (а посещение в этом году стоило 5 тысяч рублей, если заплатить в день открытия конференции)...

С другой стороны, Игорь Щеголев отметил, что машин, припаркованных у пансионата, стало больше, они теперь лучше и дороже, что как бы косвенно говорит о том, что в интернет-бизнесе с деньгами все нормально, и даже во время кризиса, когда многие забирали трудовые книжки и уходили в никуда, интернетчики продолжали есть свои бесплатные обеды и играть в корпоративный теннис.

Курс — на всеобщую мобилизацию

На секции «ТОПы на РИФ+КИБ» пытались выделить главные тренды Рунета. Аркадий Волож, генеральный директор Яндекса, отметил социальность в новостях, картографию, мобилизацию (кристализовались три ведущие платформы — Apple iOS, Android и Windows Mobile). Кроме того, это реклама в видео и платное видео, а среди отраслей электронной коммерции — сегменты одежды и путешествий.                                                                         

Топ-20 ресурсов интернета в России
Яндекс

Mail.ru

Vkontakte.ru

Odnoklassniki.ru

Google

Rambler

Wikipedia.org

Youtube.com

LiveJournal.com

Gismeteo.ru

Facebook.com

Rbc.ru

Qip.ru

Kinopoisk.ru

Avito.ru

Marketgid.com

Rutracker.org

LiveInternet.ru

DepositRiles.com

Vesti.ru

Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru Group, отметил, что интернет «реально повзрослел», сюда пришли большие деньги. «Когда мы выходили на рынок, мы показали миру, что есть русский интернет, — рассказал он о выходе своей компании на IPO, — И это поможет остальным компаниям. Жизнь после IPO существует и даже продолжается». Тут он как бы давал напутствие Воложу, компания которого тоже собирается на биржу.

«Наконец началась монетизация социальных сетей», — подхватил тему Владимир Долгов, генеральный директор Google Russia, видимо, вспомнив, сколько разговоров об этом на конференции было пару лет назад, когда случился бум «Одноклассников» и «В контакте», но как получать с миллионов пользователей деньги, тогда никто толком не понимал. По данным TNS, 28,7 млн человек (от 30,3 млн, которые участвуют в исследовании этой компании) ежемесячно посещают крупнейшие социальные сети, 19,4 млн — ежедневно. В среднем на пользователя в месяц приходится 9,8 часа, вовлеченность российской аудитории в соцсети самая высокая в мире! 280 000 000 часов в месяц тратят россияне на социальные сети.

Долгов также рассказал, что 20% всех проданных телефонов — это смартфоны. По данным на 4 квартал прошлого года, количество проданных «умных телефонов» превышает количество лэптопов. По данным TNS, смартфонами пользуются 11% россиян, самые популярные — Nokia, Samsung, Sony Ericsson, Apple, Motorola, HTC.

Интересно, что на вопрос про угрозы для Рунета руководители Яндекса и Google ответили, что вообще не видят никаких угроз, а Mail.ru признался, что боится Facebook.

«ГОСТов на домены у нас нет!»

В следующем «сете» ТОПов вспомнили про ситуацию вокруг доменов в зоне РФ. Свое мнение об этом высказал управляющий партнер Hosting Community Александр Панов (эта компания недавно купила крупнейшего регистратора доменов RU-CENTER, который как раз был замешан в скандале). «А нам все равно, кто был прав, а кто нет. Мы пришли в RU-CENTER как инвестор, нам интересен этот актив. Нарушений законодательства там нет и быть не может. ГОСТов на домены у нас нет».

Алексей Нащекин из «Ростелекома» рассказал, что уже сделано 147 государственных сервисов, которые обслуживают 7 дата-центров (к концу года их будет 15). Он согласился, что это дорого с точки зрения создания инфраструктуры, но с точки зрения использования это дает возможность быстрого старта. Правда, вопрос не только в технической поддержке. В работе над госсервисами они сталкиваются с «глобальным сопротивлением чиновничьего аппарата». Это когда приходишь в регион сделать электронную запись в детский сад, а тебе говорят — «А как же один важный человек у нас будет баранов за место в детсаду теперь брать?»

Многие жаловались на то, что пароли от портала госуслуг идут к пользователю по обычной почте очень долго. Нащекин сказал, что скоро их можно будет получать в оффлайне в специальных «окнах».

Интересные цифры о Facebook озвучила Екатерина Скоробогатова, директор по развитию бизнеса в России этой компании. Так 43% людей в мире узнают о новостях от своих друзей, 10 тысяч сайтов интегрируются с этой сетью каждый день, 250 млн в месяц используют Facebook на сторонних сайтах. Самый популярный плагин — кнопка «Мне нравится», которой недавно исполнился год.

СМИ — не официанты в Макдональдсе!

СМИ было посвящено две секции — на первой говорили о взаимодействии с соцсетями и пользователями вообще, на второй — о будущем газет, журналов и, конечно, интернет-изданий. РИА «Новости» не в первый раз рассказали о своем успешном проекте «Ты — репортер» (пользователи присылают в редакцию фото, видео, когда им удалось стать очевидцем чего-нибудь интересного). А уже на следующей секции эту идею раскритиковали руководители других СМИ, мол, стоит ли свеч эта игра, а точнее работа по отделению «мух от котлет», ведь наверняка далеко не каждый день им присылают что-то реально интересное и качественное.

Неожиданное мнение о всеобщем помешательстве на социальных сетях высказала Галина Тимченко, главный редактор «Ленты.ру». Она считает, что редакции сейчас сами загоняют себя в ловушку в погоне за аудиторией соцсетей. «...социальные сети, на мой взгляд, насаждают клиповое сознание. Следуя за ними, мы сами отучаем наших читателей читать длинные тексты. Мы, по сути, выступаем в роли официантов — чего изволите? Давайте мы вас так развлечем или эдак? Получается, что читатель или пользователь начинает относится к средству массовой информации, как к ресторану: «обслужите меня, а я еще посмотрю». Все-таки давайте будем говорить честно — это не так. Мы не считаем себя официантами в McDonalds, которые кричат: «Свободная касса!».

Пользователи готовы платить доллар за лицензионный фильм

Одним из важных вопросов, который обсуждали в рамках «РИФ+КИБ», был вопрос об авторском праве. По мнению Игоря Щеголева, «самая главная ошибка, которую часто делают борцы за авторское право традиционных организаций, которые пришли к нам из прошлого, — попытка мерить технологии и бизнес-модели сегодняшнего, завтрашнего дня лекалами 20-ого века».                                                                         

Из презентации

Сергея Плуготаренко, РАЭК:
Аудитория Рунета:

— 57 млн. человек пользуются интернетом хотя бы раз в месяц (+43% за два года)

— 36 млн. человек (более 60% населения, +10% за год) активно пользуются интернетом в городах 100 000+

— домашний проводной ШПД есть у 31 млн человек

— 22 млн. пользовались интернетом с мобильного телефона

       

В марте 2011 г.

— 24% аудитории выбирали или покупали товары в Сети (год назад 17%)

— В общем счете на 18 млрд. рублей (на 2 млрд. больше, чем в марте 2010 г.)

— В среднем один покупатель потратил 3 тыс. рублей

    

12 млн писем отправляется ежедневно

264 млн писем получают пользователи Рунета каждый день (без спама)

     

— 42,5 млн блогов в Рунете

— 19,1 млн человек посещали блоги в декабре 2010 г.

— В день индексирует 6,5 млн русскоязычных записей (из них 600 тыс. — не микроблоггинг)

Рынок легального контента, на его взгляд, будет расти, если будут появляться новые способы дистанционной оплаты контента, новые платформы, которые будут лучше удовлетворять запросы пользователей. Сейчас люди предпочитают пиратские технологии потому, что они удобнее, чем легальные. Министр подчеркнул, что «в итоге победит та модель, которая будет сочетать в себе, с одной стороны, возможность для создателя контента получать определенные деньги, а с другой стороны — удобную и разумную для использования модель».

Михаил Ильичев, генеральный директор RuTube, привел такую статистику: 81% пользователей не откажутся от пиратского контента, даже если это угрожает безопасности их компьютеров, если это будет связано с нарушением закона и даже если то, что они качают, плохого качества. 58% пользователей смотрят пиратский контент исключительно потому, что он бесплатный. Часть пользователей готова платить за новое видео, но не более $1 (71% за ТВ-программы, 45% за фильмы). 83% пользователей не против рекламы в контенте, если это альтернатива оплате.

Одна из причин пиратства, на его взгляд, большой временной промежуток между выходом фильма и его появлением на легальных носителях, плюс высокая цена на контент. «Все причины пиратства известны, направления действий по предотвращению пиратства понятны, легальная дистрибуция видео не сможет самостоятельно победить пиратов, т. к. экономика пиратов всегда будет в выигрыше. Необходимо объединить усилия правообладателей, провайдеров, площадок и властей».

По информации Now.ru, в Рунете более 550 крупных «пиратских» порталов. Российский рынок нелегального контента находится под пристальным вниманием ведущих мировых киностудий и является приоритетным в вопросе борьбы с пиратством на мировом уровне. Большинство трафика сконцентрировано на пяти пиратских сайтах, самый крупный из них — «В контакте». На него приходится 50% всего пиратского трафика. 50% сайтов прямых пиратских загрузок предоставляет контент за SMS.

Now.ru — как раз пример сайта-кинотеатра с большим выбором лицензионного видеоконтента, сайт входит в группу компаний ТНТ и ставит себе амбициозную задачу — создать развлекательный видеопортал, способный конкурировать по объему аудитории с классическими ТВ-каналами.

У детского интернета будет свой домен?

На доменной секции обсуждали возможность создания доменов городов, например, .MOSCOW, .PERM. Если это случится, пользователи смогут регистрировать имена вида company. moscow, например. На собственные домены верхнего уровня, кроме Москвы, претендуют крупнейшие города мира — Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк. А общественная палата обсуждает идею введения домена. DETI, где смогут разместиться все сайты, претендующие на внимание юных пользователей сети.

По данным RU-CENTER, в прошлом году домен RU вырос почти на 580 тыс. имен, сейчас он шестой по популярности среди национальных доменов. Треть всех российских доменов зарегистрирована в Москве.

          

Это, конечно, не все интересные цифры, которые прозвучали на «РИФ+КИБ». Несмотря на то, что в этом году были исправлены многие моменты организации, на которые участники жаловались раньше (и интернет работал, и поесть можно было вкусно и почти без очереди), многие традиционно критиковали конференцию, на которую, впрочем, все равно ездят каждый год. Каждый оттуда что-то вынес: кто-то — новую информацию, кто-то — стопку визиток, а кто-то — не вполне трезвого коллегу. Собственно, кто за чем ехал...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах