Примерное время чтения: 6 минут
350

Москва белоснежная: на улицы столицы вернулись запрещенные противогололедные реагенты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Как пересадить... голову?! 09/02/2011

Несколько лет назад московские власти отказались от технической соли, которая плавила снег, а также «съедала» корни деревьев и зимнюю обувь. Потом столицу ото льда зачищали радиоактивными реагентами, что подтвердило расследование «АиФ» (см. № 48 от 2007 г.). Затем нас убеждали, что на тротуарах будут рассыпать только гранитную крошку, а на дорогах - суперэкологичный реагент. Но сегодня под нашими ногами снова... техсоль.

И город засыпан противогололёдными препаратами: пешеходы в ужасе взирают на «поседевшую» обувь, автомобилисты не могут отмыть машины от липкой и мутной плёнки, собачники закупают башмаки для питомцев.

Глубокий засол

Однако официально обработка реагентами улиц, дворов и тротуаров ведётся под строжайшим контролем. Андрей Цыбин, руководитель столичного департамента ЖКХ и благоустройства, уверяет, что прямо сейчас в городе идёт поиск всё более экологичных препаратов, а существующие никоим образом не портят обувь и одежду. Но о том, что этой зимой снова стали сыпать «химию» на тротуары, чиновники «забыли» сообщить москвичам!

Что на самом деле бросают нам под ноги, в каких дозах и куда потом девают загрязнённый снег, не знает никто. Каждый день во многих скверах и парках дворники разбрасывают по дорожкам техническую соль (запрещённую к применению ещё 4 года назад!), а потом ссыпают оттаявший снег и лёд под деревья. Для уборки пешеходных зон также негласно, но опять-таки повсеместно, применяются композиции хлористого кальция, которому место на дорогах. А между тем, согласно экспертизам НИИ кожевенно-обувной промышленности, это самый «ядовитый» для обуви реагент.

Стойкая приверженность городских властей хлористому кальцию совершенно необъяснима, ведь есть более «продвинутые» средства. Что надо делать, так это решать в конце концов проблему жирной зимней грязи на дорогах, которая возникает из-за смешивания жидких реагентов (хлористого кальция), щебёнки и частичек асфальта. Из-за неё машины покрыты вязкой плёнкой, которую почти невозможно стереть.

«Кстати, щебёнка, которой закупили на эту зиму свыше 180 тыс. тонн, себя не оправдывает, - рассказал «АиФ» Дмитрий Хомяков, завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ. - Очистить тротуары до состояния «чёрного асфальта» она в принципе не в состоянии. Применение же гранитной крошки на шоссе приводит к разрушению дорожного покрытия, шин и очень сильному повреждению днищ машин. Ваш автомобиль не спасут никакие антикоррозийные покрытия. Эту технологию мы бездумно взяли из Финляндии. Не учитывая, что там нет плюсовых оттепелей и крошкой обрабатывают лишь междугородные трассы с умеренным движением. Финны по весне счищают щебёнку на обочину, у нас же она забивает ливневую канализацию, как раньше это делал песок».

Наступили в реагент? Мойтесь!

«Противогололёдные средства наносят обуви и одежде непоправимый вред, - подтвердила «АиФ» Марина Степанова, эксперт Московского общества защиты прав потребителей. - Даже водоотталкивающая пропитка не даст вам надёжной защиты. Самое печальное, что у москвичей практически нет шансов получить компенсацию за загубленные вещи, даже если на руках результаты независимой экспертизы. Ведь официально в Москве применяются реагенты, не портящие ботинки и сапоги». (То есть сначала предстоит доказать враньё чиновников, факт неправильного применения химии в конкретном районе да ещё привести десяток свидетелей. Кстати, 2 года назад группа юристов пыталась подать групповой иск, собрав около 500 пар испорченной обуви. Районный суд даже не принял у них исковое заявление. - Ред.) Если вы наступили в рассыпанный реагент, идеальный вариант - как можно быстрее промыть обувь в тёплой воде. Это хотя бы отсрочит её гибель. Треснувшая подошва, потеря формы, отвердение кожи, неудаляемые разводы - таковы печальные результаты прогулок этой зимой. А в обуви из натуральной кожи лучше вообще в Москве не ходить, как и в длиннополых шубах. Если, конечно, не хотите потом обрезать испорченный низ и довольствоваться полушубком».

А между тем город потратил 900 млн руб. на противогололёдные материалы. Чиновники предпочитают не называть вслух названия реагентов (мол, важен химический состав, а не этикетка), но столичные склады забиты техсолью, «Айсмелтом», «Биомагом», «Нескользином», «Антильдом» и другой химией. Часть которых хранится с нарушениями, что сильно сказывается на их «работоспособности». Коммунальщики же вносят свою лепту, не выполняя рекомендации по применению. Например, не зачищают обработанную территорию через 15-20 минут, не вывозят снег с химией на снеготаялки, оставляя его на газонах, и используют один реагент при разных температурах. Усугубляют и без того непростую ситуацию приказы из вышестоящих инстанций «вычистить территорию любыми средствами», в том числе препаратами для дорог и технической солью. Приказы, естественно, не афишируются, а отдаются устно или через внутреннюю документацию, которую общественность никогда не увидит. Чтобы улицы перестали «портить» нам жизнь, коммунальщиков нужно контролировать. И, может быть, для начала стоит поменять распоряжение «зачистить любой ценой» на что-то вроде «думать, прежде чем сыпать»? 

Интернет-опрос «АиФ»
У вас от реагента что пострадало?
Обувь. Трёх пар на сезон не хватает - 37% (534 голоса)
Не задумывался - 28% (399 голосов)
Авто - реагент металл разъедает - 21% (297 голосов)
Здоровье - стал задыхаться и чаще болеть - 14% (195 голосов)
Всего голосов: 1425
Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах