Чемпион мира по боксу украинец Александр Усик заявил о намерении встать на сторону монахов Киево-Печерской лавры, если радикалы предпримут попытку ее захвата.
«Если радикалы пойдут захватывать Лавру, какими будут ваши действия?»
12 декабря Усик стал гостем программы «Вечерний прайм» на украинском телеканале «112». Общение проходило в довольно интересном формате — ведущие задавали вопросы по-украински, а боксер отвечал по-русски.
На русский ведущий все-таки перешел, когда зачитывал вопросы от зрителей. Один из них звучал так: «Если радикально настроенные люди пойдут захватывать Лавру и проявлять насилие к монахам, какими будут ваши действия?»
«Я встану на сторону монахов», — ответил боксер.
«Ничего не зависит от того, дадут ли Томос или не дадут, — пояснил Усик свое отношение к попыткам создания на Украине автокефальной церкви, — Все зависит только от нас. Только мы должны создать внутри себя и церковь, и семью, и любовь... Это глупости, то, что сейчас происходит».
Гордость Украины
Уроженец Симферополя Александр Усик является абсолютным чемпион мира в первом тяжёлом весе, единственным обладателем чемпионских поясов по всем престижным версиям среди профессиональных боксёров современности.
21 июля 2018 года Усик победил в Москве россиянина Мурата Гассиева, став первым в истории победителем турнира Всемирной боксерской суперсерии (WBSS). 10 ноября в Манчестере украинец провел защиту титула против британца Тони Беллью, победив нокаутом в 8-м раунде.
Свою профессиональную карьеру 31-летний Усик начал пять лет тому назад. За это время он провел 16 боев, в которых одержал 16 побед, 12 из которых нокаутом.
Александр считается одним из лучших спортсменов современности, но на Украине сегодня отношение к нему, мягко говоря, неоднозначное.
В первую очередь потому, что Усик упрямо не хочет следовать в фарватере «генеральной линии».
Журналисты канала «112», помня об этом, постарались ограничить количество острых вопросов, коснувшись лишь темы религии.
Прихожанин «не той» церкви
Известно, что Александр — человек верующий, регулярно посещающий храм. Но он не просто прихожанин, а прихожанин Украинской православной церкви Московского патриархата.
В январе 2018 года сайт УПЦ МП сообщал о встрече боксера с митрополитом Онуфрием. «Прославленный чемпион рассказал о своей профессиональной деятельности и попросил молитв у Блаженнейшего Владыки. Архипастырь пожелал гостю здоровья и Божьего благословения в спортивной деятельности, которая прославляет Украинское государство во всем мире», — говорилось в сообщении. Сам чемпион подарил владыке свои боксерские перчатки.
Усик регулярно участвует в крестных ходах УПЦ МП, что в последнее время стало восприниматься официальными представителями Киева чуть ли ни как измена Родине.
Вопрос о Киево-Печерской лавре возник не на пустом месте. Ожидаемое предоставлением Томоса, то есть автокефалии, должно повлечь собой и отъем у УПЦ МП ее главных святынь, в том числе Киево-Печерской лавры.
В конце ноября в Лавре прошла опись имущества по распоряжению Министерства культуры Украины. Многие расценили это мероприятие как подготовку к передаче ее вновь созданной церкви.
Одновременно стало известно об обыске, который сотрудники СБУ провели у наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла. Обыск был связан с делом о «разжигании межконфессиональной розни».
К несговорчивым пришли из СБУ
Митрополит Павел оказался под пристальным вниманием СБУ неслучайно. Он является одним из самых принципиальных противников Томоса. Кроме того, он человек большого личного мужества. Во время неоднократных акций неонацистов у Лавры он лично выходил к ним навстречу, вступая в спор. Такая решительность охлаждала пыл многих радикалов.
Надежды Петра Порошенко на то, что значительная часть УПЦ МП присоединится к процессу создания поместной церкви, не оправдывается. Задуманное президентом Украины новообразование по своей численности и влиянию все равно будет значительно уступать тем, кого Порошенко практически открыто именует «агентами Кремля».
Поскольку президент потерял всякое терпение, давление на представителей УПЦ МП стало носить откровенный и грубый характер. Вызовы на допросы в СБУ, обыски — все это, по замыслу команды Петра Порошенко, должно убедить колеблющихся поддержать Томос.
Но на самом деле ситуация выглядит по-настоящему трагичной. Если Томос будет предоставлен, все идет именно к этому, новый передел храмов становится практически неизбежным.
Религиозные столкновения — это последнее, что сегодня нужно Украине.
В администрации Петра Порошенко надеются, что все пройдет относительно тихо.
По сообщениям информированных источников в Киеве, не так давно состоялась неофициальная встреча Порошенко и митрополита Онуфрия. Президент, понимая, что уговорить главу УПЦ МП поддержать Томос нет никаких шансов, просил просто активно не мешать происходящему. «На все воля Божья», — лаконично ответил митрополит, чем вызвал у президента крайнюю степень раздражения.
«Кого из вас я предал, что вы мне такие вопросы собачьи задаете?»
Если монахи Киево-Печерской лавры откажутся ее покидать, властям ничего не останется, кроме как применять силу. При этом не так уж важно, кто это будет — силовики МВД или многочисленные группировки неонацистов. А теперь представьте, как все это будет выглядеть, если на стороне монахов в происходящем будет участвовать один из самых известных украинцев мира?
Александр Усик уже не раз вызывал гнев как у радикальных националистов, так и у представителей власти.
В апреле 2016 года Усик заявил журналистам: «В Крыму за меня болеют, по всей России у меня очень много поклонников. В принципе, я не разделяю наши народы, ибо мы славяне. Давайте так и будем говорить: славяне. Никаких препятствий нет, препятствия есть только у кого-то в голове».
Боксера много раз изводили вопросом о принадлежности Крыма.
В январе 2018 года перед боем с Майрисом Бриедисом, когда Усика спросили об этом в очередной раз, он ответил резко: «Я не попугай, чтобы повторять по сто раз: что, где, когда... Вот вы можете поехать туда без границ, проехать, как обычно? Или полететь на самолете? Скажите, ваша цель — это спровоцировать меня и говорить такие глупости? Чтобы потом люди с не совсем нормальным мышлением говорили: „Ах ты, пес, предатель!“ Кого из вас я предал, что вы мне такие вопросы собачьи задаете? Я представляю Украину во всем мире. Флаг поднимается украинский, гимн играет украинский. Вот мой ответ вам, провокаторы!»
Победа над Муратом Гассиевым в Москве тоже не всем пришлась по вкусу. Вице-премьер Украины Вячеслав Кириленко тогда заявил: «Усик — несомненно, классный боксер. Но еще несколько подобных событий в Москве с участием украинцев — и в агрессию России против Украины в мире уже никто не поверит. Только в „дружбу“. И это серьезно».
Известная своей неадекватностью украинская писательница Лариса Ницой и вовсе заявила: «Для меня Усик — трус. Да, он умело и профессионально машет кулаками. Но, выйдя на этот ринг, он мог на весь мир сказать: „Слава Украине!“ Но он этого не сделал».
Неудобный. Слишком неудобный
Сам Александр Усик тоже подлил масла в огонь, так отреагировав на предложение премьер-министра Владимира Гройсмана о присвоении ему звания Героя Украины: «Звание Героя? Не нужны мне никакие звезды, для своего народа, для определенного количества людей своей страны я и так являюсь героем. Мне не нужны для этого какие-то регалии. Вот ты идешь — и люди говорят: „Мы за тебя молились, переживали, стояли на коленях и до двух-трех ночи смотрели без звука бой“. Вот это признание, а не звезды, которые вы раздаете кому попало».
Абсолютный чемпион мира по боксу, гордость Украины, оказался очень неудобен для Петра Порошенко. И его нынешние слова о готовности встать рядом с монахами Киево-Печерской лавры ставят тех, кто затевает религиозный передел, в очень неудобное положение.
Впрочем, те, кто уже перешагнул через тысячи человеческих жизней, не остановятся и перед тем, чтобы убрать мешающего им великого спортсмена.