Казалось бы, с марта 2010 года, когда Виталий Петров впервые в официальной гонке сел за руль автомобиля «Формулы-1», прошло не так уж много времени. Для многих, кто со стороны наблюдал за карьерой Выборгской ракеты, как называют первого россиянина в Ф-1, он продолжает оставаться молодым и перспективным гонщиком, который, если не в этом, то в следующем сезоне уж точно вернётся в «Королевские гонки». И уж тогда он им всем покажет, как русские любят быструю езду.
Но нет, 8 сентября 2014 года Виталию Петрову исполняется 30 лет. Дата, которую многие используют как повод подбить какие-то промежуточные итоги, посмотреть, что же было до, и запланировать что-то на «после». Попробуем это сделать и мы. А заодно, раз уж принялись ворошить карьеру первого россиянина в «Формуле-1», давайте проследим, как же складывались карьеры и других российских первопроходцев в футболе, баскетболе, хоккее и даже в американском футболе.
Виталий Петров
К своему дебюту в гран-при Бахрейна в марте 2010 года Виталий Петров пробивался на протяжении всей своей жизни. В отличие от стандартного начала гоночной карьеры с картинга, Виталий с детства водил более серьёзные машины, стартовав с Кубка «Лады». Затем была «Формула Рено», российская серия Lada Revolution, после которой он вновь попробовал свои силы на Западе — в европейской «Формуле-3000». Третье место по итогам сезона открыло российскому пилоту двери в более серьёзный класс автогонок — GP2. В этой серии Петрову пришлось задержаться на четыре года. Самым звёздным для него стал сезон 2009, когда он долгое время даже возглавлял общий зачёт, только в последних гонках откатившись на второе место.
В этот момент пилот почувствовал, что он дорос до главной гоночной серии в мире — до «Формулы-1». Но, как оказалось, мир больших автогонок не ждал россиянина с распростёртыми объятиями. Петров понял, что все двери в «Формуле-1» для «чужаков» открываются только при помощи денег. За место в своей первой команде, в «Рено», Петрову пришлось в два этапа заплатить 15 миллионов евро. Причём вторую часть долга ему помогали выплачивать государственные структуры. Всё это время Виталий выступал бесплатно, не получая никакой заработной платы за свои гонки.
2011 год Петров также провёл в команде «Рено», но гораздо более удачно, один раз даже финишировав на подиуме — третье место. Это не было пределом мечтаний россиянина, но автомобиль вряд ли позволял надеяться на большее. Сам же Петров делал всё, что мог.
В сезоне 2012 он потерял место в кокпите «Рено» и вынужден был искать себе новую команду. Вопреки ожиданиям, что Петров присоединится к команде «Маруся», пилот сел за баранку новичков, английского аутсайдера «Катэрхэм». В своём последнем гран-при в Ф-1 Петров занял 11-е место, которое стало одним из лучших для команд-новичков за последние годы. Но руководство приняло решение не продлевать контракт с россиянином, не удовлетворившись его результатами.
В итоге, пропустив сезон 2013 года, в 2014 году Петров сел за руль автомобиля в немецкой кузовной серии DTM — одной из самых популярных в Европе. Пока, к сожалению, результаты Виталия не поражают воображения — ни одного очка в общем зачёте за команду Petronas Mercedes. Но для Виталия всё ещё впереди. 30 лет для гонщика — не возраст.
Виктор Нечаев
Первым, кто осуществил мечту и отправился играть в заокеанскую Национальную хоккейную лигу (НХЛ), был нападающий сборной СССР Виктор Нечаев. После одной из очередных командировок он впал в дикую депрессию и начал искать возможность уехать за границу, желательно в США, чтобы там играть в хоккей. Познакомившись с парой диссидентов, он через них нашёл в США девушку по имени Шэрол, которая согласилась приехать в Советский Союз и выйти замуж за советского хоккеиста, чтобы спасти его от «поездки на войну в Афганистан» — именно такую легенду для неё придумали затейники.
Пара заключила брак в Ленинграде. Когда это выяснилось, Виктору не разрешили завершить обучение в институте, вышвырнув со справкой. Но он был не в обиде, наоборот, радовался, что в армию не забрали по какой-то дикой случайности. Расписавшись, они с Шэрол обвели вокруг пальца и советскую таможню, которой уже некогда было во всём разбираться, и американскую, потворствовавшую любым беглецам из СССР. Приехав в США, он заплатил причитавшиеся Шэрол деньги и подал заявление на развод, которое и было удовлетворено через полгода. Всё это происходило в 1982 году.
Тренируясь в Лос-Анджелесе с бывшими хоккеистами, познакомился с генменеджером «Лос-Анджелес Кингз» Джорджем Магуайром. После тренировочного лагеря играл в команде АХЛ «Нью-Хэвен Найтхокс». В НХЛ сыграл всего три матча, в игре против «Нью-Йорк Рейнджерс» забросил одну шайбу. После третьей игры вместо предложенного ему контракта по схеме «2+1» Нечаев решил подписать договор только на один год, который, как оказалось, не гарантировал ему место в основе «Кингз». Вскоре был переведён в клуб ИХЛ «Сагино Гирс», где выступал до конца сезона 1982/83. Завершил карьеру из-за травмы спины. До сих пор живёт в США, так и не став настоящей звездой.
Сергей Базаревич
Если для хоккеистов, особенно в конце прошлого века, пределом мечтаний была НХЛ, то для российских баскетболистов такой несбыточной мечтой долгое время оставалась Национальная баскетбольная ассоциация (НБА). Но до распада СССР о переезде за океан нечего было и мечтать.
Сон стал явью в 1992 году, когда Союз приказал долго жить, а границы России стали открыты миру. Возник другой вопрос — нужны ли русские в НБА. И в 1994 году оказалось, что нужны. На чемпионате мира того года сборная России заняла второе место, уступив лишь «дрим тим» из США. А в итоговую символическую сборную турнира вошёл 29-летний атакующий защитник Сергей Базаревич.
В итоге игравший до этого в ЦСКА, «Динамо» и паре турецких клубов Сергей получил приглашение присоединиться к команде «Атланта Хокс», за которую в сезоне 1994/95 провёл всего 10 матчей со средней результативностью по 3 очка за встречу — совершенно не то, чего от него ожидали тренеры. Но ведь играть, как в России, он мог бы, только если схема будет подстроена под него. В США к этому готовы не были, а в существовавшие тактические схемы россиянин не вписывался. Он мог бы перейти в любой другой клуб США, но этому помешали путаные правила трансферов, а на следующий сезон наступил лок-аут — перерыв, связанный с забастовкой баскетболистов.
Базаревич вынужден был вернуться на родину, где у него тоже не заладилось: ЦСКА, «Динамо», питерские «Львы», просуществовавшие всего год, Турция, Греция, Италия, снова «Динамо»… Так баскетболист и завершил свою карьеру. Теперь он — тренер, небезуспешно работает в команде «Красные Крылья» из города Самара, с которой уже выиграл Кубок России и Кубок вызова.
Анатолий Зинченко
Если хоккеистам приходилось не самыми честными способами бежать из страны, а баскетболистам просто ждать её распада, то футболистам повезло чуть больше. Вернее, одному футболисту — нападающему волгоградского «Трактора», затем ростовского СКА, московского «Динамо» и питерского «Зенита» Анатолию Зинченко.
Как и Базаревич, он достаточно поздно уехал за рубеж. Когда ему уже шёл 32-й год и его начали вытеснять из состава сине-бело-голубых в Санкт-Петербурге, не по заслугам, исключительно по возрасту, он получил неожиданное предложение от легендарного венского «Рапида». Советские власти приняли решение пойти навстречу Зинченко ради эксперимента и разрешили ему длительную заграничную командировку, которая по традиции была оформлена, как рабочая поездка по специальности — профессионального спорта у нас же тогда не было. Вот и прибыл в Австрию специалист-техник по электронному оборудованию Зинченко. Большую роль сыграл и тот факт, что «Рапид» считался командой «рабочих». Идеологически коммунистическую партию это устраивало.
Вот только вместо планируемого года Зинченко задержался в Австрии на два — в первый же сезон впервые за 12 лет для «Рапида» выиграв с клубом чемпионат Австрии. Всего же в составе своей команды Зинченко провёл 54 матча, в которых забил 13 голов.
Вернувшись в СССР в 1983 году, футболист завершил карьеру и принялся тренировать. Начав с самых низов, он дошёл до должности тренера в питерском «Зените» — как раз в 1992 году, когда СССР перестал существовать. После окончания тренерской карьеры Зинченко стал генеральным директором федерации футбола Санкт-Петербурга, являлся делегатом на матчах Премьер-лиги.
Виталий Писецкий
И на «закуску» мы оставили самого необычного представителя мира спорта в этом списке первопроходцев. Его имя, Виталий Писецкий, вряд ли кому-то о чём-то скажет.
На самом же деле Виталий — первый россиянин в истории мирового спорта, который вышел на поле в составе команды Национальной футбольной лиги — сильнейшей лиги на планете, в которой играют в американский футбол.
Мало того что он в 2001 году дебютировал в составе команды «Чикаго Беарз», он ещё и три очка своему клубу принёс. Три очка, которые решили исход той встречи. Не сделай Виталий тогда того удара, счёт в матче с «Цинциннати Бенгалз» остался бы 13:13. Правда, в официальных матчах сезона Писецкому поучаствовать так и не удалось. НФЛ пока остаётся одной из самых консервативных лиг, в которой без гражданства США заиграть практически невозможно. Если бы не эти правила… Писецкий на тот момент был гораздо лучше многих американских футболистов.
Он приехал в США в возрасте 14 лет и попал в нью-йоркскую школу. Там он начал заниматься американским футболом, что привело его в университет штата Висконсин. В позапрошлом сезоне Писецкий стал номинантом на приз лучшего киккера студенческой лиги — отличные перспективы, если бы не паспорт с двуглавым орлом.