Примерное время чтения: 8 минут
10861

Сговор пяти колец. Почему за проведение Олимпиад больше не дерутся

31 июля 2017 года Международный олимпийский комитет (МОК) на своём официальном сайте объявил, что достиг договорённости с мэрией американского Лос-Анджелеса о том, что летняя Олимпиада-2028 пройдёт в этом городе.

В рамках подготовки к Играм МОК выделит Лос-Анджелесу 1,8 миллиарда долларов.

Частью этих договорённостей является отказ американского города от притязаний на Игры-2024, которые теперь уже точно пройдут в Париже.

Ошибка Александра Жукова

Официально столица XXXIII летних Олимпийских игр должна быть названа 13 сентября 2017 года на 130 сессии МОК. Однако никакой интриги теперь не существует: атлетов ждёт Париж.

Ещё интереснее ситуация с Лос-Анджелесом. Дело в том, что объявление его городом-столицей Олимпиады-2028 идёт вразрез с Олимпийской хартией, в которой говорится: столица Игр объявляется за семь лет до их проведения. Официально МОК не называл срок подачи заявок городами-претендентами.

В январе 2017 года президент Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков говорил о возможности подачи одним из российских городов заявки на проведение Игр-2028: «Теперь можем подать заявку только на 2028 год. Но этот процесс начнётся не раньше 2020 года. Сейчас трудно сказать. Но почему нет? Я считаю, вполне возможно попробовать».

Как видно, господин Жуков ошибся сразу на три года: олимпийский поезд-2028 уходит в Лос-Анджелес.

Ещё недавно вокруг выборов столиц Олимпиад кипели невероятные страсти: достаточно вспомнить, как получал право на проведение зимних Игр-2014 Сочи.

Времена сражений за Олимпиады уходят?

В 1990 году за право провести летнюю Олимпиаду-1996 сражались шесть городов, голосование проводилось в пять туров, в последнем из которых Атланта победила Афины со счётом 51:35.

В 1993 году за право провести Олимпиаду-2000 бились пять городов. В четвёртом туре Сидней победил Пекин со счётом 45:43.

В 2005 году на выборах столицы летней Олимпиады-2012 Москва оказалась слабейшим из пяти кандидатов, уступив в первом туре, а в четвёртом Лондон одолел Париж со счётом 54:50.

И теперь мы наблюдаем, как всего два кандидата, Париж и Лос-Анджелес, спокойно делят между собой летние Олимпиады 2024 и 2028 годов при отсутствии других конкурентов и с полного одобрения МОК.

Более всего эта картина напоминает далёкие семидесятые, когда право на проведение Олимпиады-1980 оспаривали только Москва и Лос-Анджелес. Проигравший Лос-Анджелес без проблем забрал себе проведение Игр-1984.

Те времена, однако, считаются кризисными в истории олимпийского движения. Так что же, кризис возвращается?

«Ротация континентов»

У происходящего есть несколько причин. Во-первых, МОК сам искусственным образом ограничил число претендентов на проведение конкретных Игр, введя так называемый принцип ротации континентов. Смысл его в следующем: если, скажем, Игры-2012 проводил Лондон, то столица Игр-2016 не может быть в Европе. В идеале Олимпиада, чтобы вернуться в Европу, должна сначала пройти по всем остальным континентам.

Звучит красиво, но на практике всё гораздо сложнее. В Африке желающих принять Олимпиаду немного, а имеющих для этого реальные возможности — и того меньше. Нет претендентов в Океании, лишены подобных амбиций большинство стран Азии и Южной Америки.

Принцип ротации континентов в то же время не запрещает городам подавать заявки. Мадрид, например, проиграв Лондону борьбу за Игры-2012, претендовал и на Олимпиаду-2016, и на Олимпиаду-2020. И везде проиграл. Судя по всему, после этого интерес к новым попыткам у испанцев угас.

МОК вправе вам отказать

Во-вторых, МОК ужесточил правила отбора городов. Чтобы выйти на финальное голосование, теперь надо сначала заручиться поддержкой НОК своей страны, а затем доказать свою состоятельность представителям МОК. Только после этого город-кандидат может выйти на выборы.

Предварительная подготовка стоит миллионы долларов без всяких гарантий на успех. Это отбивает охоту продолжать борьбу у многих потенциальных претендентов.

Одним из главных критериев для претендентов является финансовая состоятельность, но и она не гарантирует благосклонности членов МОК.

Доха, столица Катара, трижды заявляла о планах принять Олимпиаду, но всякий раз сходила с дистанции на дальних подступах, не получая «добро» от МОК. В итоге Катар получил право на проведение чемпионата мира по футболу 2022 года, которое, правда, у него сейчас активно пытаются отобрать.

Что-то похожее происходит и с Баку, столицей Азербайджана. Город претендовал на проведение Игр 2016 и 2020 годов, но не был включён в списки для голосования.

Парадокс в том, что МОК, отказывая состоятельным претендентам из Азербайджана и Катара, одновременно ищет столицу Игр, готовую заплатить за Олимпиаду миллиарды.

Убыточный праздник: чем оборачивается Олимпиада для её организаторов

И вот здесь мы подходим к третьему (и самому важному) обстоятельству. Олимпиады — дело выгодное и прибыльное для всех, кроме организаторов.

Олимпиада-1976 в Монреале принесла её организаторам космические убытки в 1,2 миллиарда долларов. Полностью закрыть брешь в городском бюджете удалось только тридцать лет спустя: в 2006 году.

Игры-1984 в Лос-Анджелесе принесли доход в 340 миллионов долларов, но их организаторы экономили на всём, включая стройматериалы, а прибыль в конечном итоге обеспечили спонсоры. Организаторы Игр-1992 в Барселоне не шиковали, и потому сумели выйти в «ноль».

А вот Олимпиада-2000 в Сиднее принесла убыток в 650 миллионов долларов. Плюс к этому ежегодно «капают» миллионы на обслуживание спортивных арен, которые стоят пустыми после Игр.

Афины после Игр-2004 получили убыток в 4 миллиарда долларов, который, правда, теряется на фоне многолетней финансовой катастрофы страны в целом.

Игры-2016 в Рио-де-Жанейро стали настоящей антирекламой для тех, кто желает принять Олимпиаду. Часть объектов к началу соревнований находилась в недостроенном состоянии, безопасность спортсменов была не на высоте, как и уровень сервиса.

Сколько было потрачено на проведение Олимпиады, точно неизвестно: стоимость Игр оценивается от 4,6 до 12 миллиардов долларов. Организаторы уверяют, что вышли в «ноль», но им не верят.

Да и как поверить, если устроители Игр до сих пор просят у МОК денег на погашение долгов перед поставщиками Олимпиады. Речь идёт о десятках миллионов долларов. МОК отвечает: денег больше не будет, мы и так выделили вам 1,53 миллиарда долларов. Действительно, ни один оргкомитет не получал ранее таких щедрых финансовых вливаний.

Но дело даже не в деньгах. Фото олимпийских объектов спустя год после Рио-2016 повергают в ужас: на многих из них царит запустение и разрушение. Брошенные арены — это худшая реклама и спорта и олимпийского движения.

У самого МОК дела идут отлично. Доходы организации в 2016 году составили 3,5 миллиарда долларов, расходы — 2,8 миллиарда. Сумма активов МОК достигла 3,2 миллиарда долларов.

За чиновников МОК, конечно, радостно, но желающих платить за олимпийский престиж стало значительно меньше.

Народ против: граждане не хотят Игр у себя дома

На Игры-2024 пытались претендовать Гамбург, Бостон и Будапешт. Все три города получили поддержку национальных олимпийских комитетов, но сошли с дистанции по одной и той же причине: из-за категорического неприятия этой идеи местными жителями. В Будапеште петиция против Олимпиады собрала 260 тысяч подписей, а в Гамбурге против Игр высказались на специальном референдуме.

Чиновники МОК хотят, чтобы Игры проводились в городе, не имеющем финансовых проблем, с поддержкой местного населения и с гарантиями того, что все объекты будут готовы в срок. Кроме того, организаторы не должны иметь политических сложностей, дабы не повторялись истории с попытками разного рода политических протестов, как это было вокруг Пекина-2008 и Сочи-2014.

Круг подходящих кандидатур сузился настолько, что МОК решил облегчить себе жизнь, отдав по Олимпиаде Парижу и Лос-Анджелесу и закрыв вопрос о столицах летних Игр до 2025 года. Тогда, согласно Олимпийской хартии, должны пройти выборы столицы летней Олимпиады-2032.

Вот только нынешний реверанс в сторону Лос-Анджелеса, когда никакого конкурса, по сути, не было, может ещё больше сократить число желающих ввязываться в олимпийскую эпопею.

Картина на выборах столиц зимних Олимпиад немногим лучше. 31 июля 2015 года в голосовании за право провести Игры-2022 участвовали только два города: Пекин и Алма-Ата. Ранее от зимней Олимпиады-2022 на референдуме отказались швейцарцы, а также жители Мюнхена и Кракова. Отозвали свои заявки Осло и Стокгольм, где не сумели найти гарантии финансирования.

Совсем уж впадать в отчаяние, конечно, не стоит: пока желающие заплатить за Олимпиаду всё ещё находятся. И если в итоге вместо путешествия по всем континентам Игры станут кочевать между США и Китаем, то это будет не конец, а просто новые реалии спортивной жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы