18 августа 1952 года в истории отечественного футбола произошло событие, кардинально его изменившее.
В этот день вышел Приказ Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР N 793 «О футбольной команде ЦДСА»:
«Отметить, что команда ЦДСА неудовлетворительно выступила на Олимпийских играх, проиграв матч югославам, чем нанесла серьезный ущерб престижу советского спорта и советского государства...
ПРИКАЗЫВАЮ
1. За провал команды на Олимпийских играх, за серьезный ущерб, нанесенный престижу советского спорта команду ЦДСА с розыгрыша первенства СССР снять и расформировать.
2. За неудовлетворительную подготовку команды, за её провал на Олимпийских играх старшего тренера команды ЦДСА товарища Аркадьева Б. А. с работы снять и лишить звания заслуженного мастера спорта.
3. Рассмотреть на очередном заседании Комитета вопрос о безответственном поведении отдельных футболистов во время матчей с Югославией, что привело к провалу команды на Олимпийских играх».
Ничего подобного история отечественного спорта не знала. ЦДСА, до этого ЦДКА — лучший футбольный клуб СССР послевоенного периода. С 1946 по 1951 годы команда пять раз выигрывала чемпионат Советского Союза, а в 1952 году стартовала с трех побед подряд. Однако это коллектив без всякой жалости репрессировали.
Олимпиада зовет
Даже в тексте постановления нельзя не обратить внимания на странный момент — говорится о неудовлетворительном выступлении на Олимпиаде команды ЦДСА, хотя ее там не было и быть не могло, поскольку речь идет о турнире сборных команд.
Так что же произошло на самом деле?
Победа в Великой Отечественной войне серьезно изменила положение СССР в мире. От настороженности и враждебности многие международные структуры перешли к уважению и почтению. Международный олимпийский комитет радушно открыл для советских спортсменов двери Олимпиад.
Не решившись принять приглашение на Игры-1948, на Олимпиаду-1952 СССР направил свою делегацию.
Среди других атлетов была и сборная СССР по футболу.
Ради ее подготовки в 1952 году даже отложили проведение чемпионата СССР. Собрали лучших игроков со всего Советского Союза, тренером назначили наставника лучшего клуба страны ЦДСА Бориса Аркадьева.
Бобров спешит на помощь
Возникло, однако, сразу несколько серьезных проблем. Представители различных команд и их покровители очень хотели включить в состав своих любимцев. В таких условиях тренерское мнение оказалось вторичным.
Ни про какой «базовый клуб» речи ни шло — сам Аркадьев считал, что клуб ЦДСА может делегировать в сборную не больше пяти человек, из которых голкипер Никаноров сразу подразумевался в качестве запасного. В товарищеских матчах перед Олимпиадой из армейцев иногда на поле появлялись по два человека из одиннадцати.
Но куда важнее было другое обстоятельство — первые же тренировки сборной показали, что при иллюзии богатого выбора его на самом деле нет.
1952 год в этом смысле был крайне неудачным — в советском футболе как раз шла смена поколений. Звезды первых послевоенных лет начинали уступать место «честолюбивым дублерам», которым нужно было «дозреть».
Но играть-то надо прямо сейчас! Борис Аркадьев решился даже на крайне рискованный шаг — в команду вызвали 29-летнего форварда Всеволода Боброва. Уникальный талант, он к тому времени перенес несколько тяжелых травм и считался ветераном. Бобров дружил с Василием Сталиным, и по его настоятельной просьбе перешел из ЦДСА в команду ВВС.
Вызывая Боброва, Аркадьев знал — Всеволод костьми ляжет на поле, но не подведет.
Победа над Болгарией
Во время подготовки советские футболисты темнили — играли то под видом сборной Москвы, то под вывеской ЦДСА. Последнее обстоятельство потом скажется во время вынесения вердикта.
Играли неплохо — проиграли полякам, но тут же взяли реванш, сыграли две встречи вничью с болгарами, обыграли финнов, румын, чехословаков. Дважды играли с командой Венгрии, будущей победительницей Олимпиады — один матч свели вничью, второй выиграли. Словом, выглядели боеспособным коллективом, несмотря на трудности.
Футбольный турнир Олимпиады-1952 проводился по олимпийской системе. На первом этапе предстояло в финской Котке сыграть со сборной Болгарии.
Встреча состоялась 15 июля 1952 года. Болгары — команда неуступчивая, злая. Основное время завершилось вничью — 0:0, а спустя пять минут после начала дополнительного Иван Колев вывел болгар вперед.
Наши головы не потеряли. Бобров спустя пять минут сравнял счет, а динамовец Василий Трофимов на 104-й минуте принес сборной СССР победу — 2:1.
Встреча с идеологическим врагом
Едва отдышались, как приходит новость — в следующем круге играть придется с командой Югославии.
Югославия, которой руководил маршал Иосип Броз Тито, после войны пошла по пути социализма, но отличному от курса СССР. В результате страны разругались вдрызг, на официальном уровне именуя друг друга «фашистами».
В свете этого простой футбольный матч стал политическим делом. А у югославов была очень сильная команда, в первом раунде просто уничтожившая сборную Индии со счетом 10:1.
20 июля 1952 года сборные СССР и Югославии вышли на поле стадиона в Ратине. У советской команды половина состава — больные и травмированные. Травмирован и Бобров и динамовец Бесков, будущий великий тренер. Но пришлось выпускать их на поле, потому что больше играть было некому.
Начали наши неплохо, но на 29-й минуте пропустили необязательный гол от Митича и, что называется, «посыпались». К перерыву горели 0:3, а на первой же минуте второго тайма пропустили и четвертый. Бобров, сжав зубы, один мяч отыграл, но на 59-й минуте Зебец делает счет 1:5.
15 минут, которые потрясли мир
1:5 — это катастрофа без шансов на спасение. За пятнадцать минут до конца второго тайма сборная СССР все еще проигрывала с разницей в четыре мяча. Отыграть такое невозможно, особенно немолодой команде с кучей травмированных.
Так, видимо, думали и югославы, которые тоже устали и слегка сбавили обороты. И тут началось нечто невообразимое. На 75-й минуте Трофимов отыгрывает один мяч, и наши бросаются на последний штурм.
За собой команду снова ведет неутомимый Бобров, который на 79-й минуте делает счет 3:5.
Теперь уже «поплыли» югославы, которые постарались уйти в глухую оборону, рассчитывая, что наши выдохнуться.
Но на 87-й минуте Бобров после углового забивает свой третий мяч в матче, сократив отставание до минимума — 4:5.
На нашем форварде повисают уже трое югославов, но это освобождает от опеки других, и на 89-й минуте Александр Петров сравнивает счет — 5:5!
Этот матч должен был стать самым великим в истории советской сборной. В дополнительное время наши буквально сметали соперника, но мяч упорно не шел в ворота, только в штангу попадали трижды! В итоге — ничья.
На переигровку сил не осталось
По регламенту ничейный результат означал переигровку через день.
Единственное, что было нужно советским футболистам — это отдых. Но умные спортивные функционеры, не обращая внимания на мнение тренера Аркадьева, два дня приезжали в расположение сборной, «накручивая» игроков разговорами об ответственности и важности политического момента.
22 июля в повторной встрече начиналось все для сборной СССР прекрасно. На 6-й минуте Бобров открыл счет, тут же попали в штангу. Казалось, дожмем югославов. Но в этом противостоянии решающим фактором стала выносливость. На 19-й минуте Митич сравнял счет, спустя десять минут Бобек реализовал пенальти, назначенный за игру рукой защитника Башашкина. На 54-й минуте удар Чайковски при помощи рикошета превратился в еще один гол — 1:3. На еще один подвиг сил у сборной СССР не хватило.
Почему расправились с армейцами
Казалось бы, выложились на все сто, сделали все, что могли. Сыграй сборная России на Евро-2016 также, игроков бы носили на руках, а Кокорину с Мамаевым вечеринку в Монте-Карло оплатили бы всем миром.
Но то были иные времена. Тренера Аркадьева немедленно отозвали в Москву для объяснений. Сборную в столице встречали сухо, без оркестра, но и без конвоя.
Показалось, что может обойтись. Начался чемпионат СССР, игроки погружались в клубные дела, и вдруг — это постановление.
Почему же покарали армейскую команду?
При всем значении Сталина для тогдашней страны, он вряд ли глубоко погружался в особенности формирования сборной, и в то, игроки каких команд в нее входили.
А вот окружение услужливо подсказало, кто виноват.
Поклонников футбола в высшем советском руководстве хватало, и их уже давно огорчала победная поступь ЦДСА и тренера Аркадьева. И если не получается победить на поле, почему не разгромить оппонента в кабинете чиновника?
Шансов оправдаться не было никаких. Приговор был окончательный, и обжалованию не подлежал.
Индивидуальные наказания
Впрочем, если казнь клуба ЦДСА состоялась, то расправа над отдельными игроками была впереди. В начале сентября 1952 года вышел приказ за номером 808, который выносил отдельные наказания: «Проигрыш нашей команды объясняется безответственным поведением отдельных футболистов. Из-за недопустимого поведения защитников команды Башашкина и Крижевского, которые грубо нарушили данные им указания, проявили нерешительность в борьбе с противником, в результате чего югославские футболисты, используя их грубые ошибки, легко забивали мячи в наши ворота.
Футболист Николаев провел соревнования плохо, безынициативно, а футболист Бесков в ходе подготовки к Олимпиаде избегал участия в международных встречах, на Олимпийских играх играл неудовлетворительно, проявляя трусость.
Футболист Петров допускал недисциплинированность, грубость к своим товарищам, чем вносил нервозность в команду».
Крижевский и Бесков, на минуточку, выходили на поле с травмами, да и обвинения в отношении остальных выглядели абсурдно. Но с Николаева и Бескова сняли звания заслуженных мастеров спорта, а с Башашкина, Крижевского и Петрова — звания мастеров спорта. Кроме того, Башашкина, Крижевского и Бескова дисквалифицировали на год.
Тяжелые последствия
Хорошо, что не расстреляли? Действительно, повезло. Расстреляли тогда футбол. Уничтожили самобытную команду Бориса Аркадьева, где в этот момент набирало силу новое поколение футболистов. Аркадьев ставил своей команде игру, опережавшую свое время. Его наработки впоследствии будут успешно использованы лучшими тренерами Европы.
Аркадьев вернется к тренерской работе, даже выиграет с «Локомотивом» Кубок СССР, но на тот уровень, что был в начале 1950-х, уже не поднимется.
ЦДСА, а впоследствии ЦСКА, возродится через два года, но это будет уже совсем иная команда. Успехов, сопоставимых с успехами команды Бориса Аркадьева, ЦСКА добьется только в XXI веке.
В 1956 году новое поколение советских футболистов, те самые «честолюбивые дублеры», которые только подрастали за четыре года до этого, выиграет золото Олимпиады-1956, победив в финале команду Югославии. Среди триумфаторов окажутся и некоторые участники турнира-1952. А одним из столпов обороны сборной будет защитник Анатолий Башашкин, попавший в число персонально наказанных.
Но если бы в 1952 году обошлось без расправы над лучшей командой страны, вполне возможно, что отечественный футбол по своим успехам не уступал бы хоккею.