В начале статьи можно сколько угодно распинаться о том, что привело к мыслям об уменьшении количества легионеров, кто кому что поручил и как это будет осуществляться… А можно просто процитировать президента России Владимира Путина, высказавшегося на Совете по спорту в Кремле 24 марта 2014 года:
«Наши спортсмены хорошо выступили в тех дисциплинах, где мы прежде не блистали. Однако общая картина требует глубокого анализа с соответствующими выводами и решениями. Прежде всего это касается наших родных видов спорта: биатлона, лыжных гонок… И, конечно, хоккея, ставшего для российских болельщиков, пожалуй, скажу мягко, серьёзным разочарованием. Эксперты справедливо говорят, что у нашей хоккейной сборной проявились системные проблемы, которые есть у нас и в футболе. Повальная практика привлечения легионеров и зарубежных тренеров в российские клубы неубедительна. Существующий порядок комплектования клубов не учитывает интереса национальных сборных. Не нацелен на решение общих стратегических задач. Прошу определить порядок и целесообразность привлечения иностранных специалистов в летних и зимних игровых видах спорта. А ответственность за соблюдение этого порядка должна быть закреплена за Минспортом».
Всё это означает тяжёлые времена для тех клубов, прежде всего в футболе, хоккее, баскетболе, волейболе и мини-футболе, где вопрос с лимитом на легионеров стоит особо остро.
И к этому есть все предпосылки: футболисты провалили Евро-2012, баскетболисты — ЧЕ-2013, хоккеисты — Олимпийские игры. К уже имеющимся лимитам на легионеров, и так называемым довольно строгими, добавятся новые ограничения. Какими они будут? Решит Министерство спорта России. Мы же можем лишь размышлять, стоит ли искусственно ограничивать доступ иностранцев к российскому спорту или нет.
В КХЛ и так из почти тридцати хоккеистов в заявке паспортом другого государства могут обладать лишь пятеро — одно иностранное звено против двух – трёх российских. И это в трёх десятках клубов — не так уж и мало места дают россиянам, учитывая, что ещё и за океаном наших парней хватает. Вот и получается, что Овечкин с Малкиным приехали, опозорились в Сочи-2014 и уехали, а российским клубам теперь за ними по привычке разгребать.
Игроки
Но ведь они вместе со всей хоккейной сборной подставили не только хоккей, но и футбол. Причём футбол в первую очередь. Сколько бились клубы, задыхающиеся от засилья переоценённых, переплачиваемых счастливых обладателей российского паспорта, изредка попадающих по кожаному мячу. В итоге добились того, что на площадку из 11-ти футболистов можно выпускать всего четырёх россиян. Но даже этот лимит руководителям российских команд во главе с Евгением Гинером из ЦСКА, Алексеем Миллером из «Зенита», Леонидом Федуном из «Спартака» и многими другими кажется неоправданно строгим.
«Сначала лимит был следующим — на поле могли выходить пять легионеров и обязательно шесть игроков с российским паспортом. Потом в порядке эксперимента, подчеркну, в порядке эксперимента, решили на два года поменять эти цифры местами — шесть легионеров и пять россиян. Как говорится, аппетит приходит во время еды…» — вспоминает вице-президент Российского футбольного союза Никита Симонян.
«Я, конечно, не хочу катить бочку на бывшего президента РФС Фурсенко, но я помню, что, когда он сдавал свои позиции, он сказал, что надо сохранить лимит на легионеров по системе 6+5. Но в последний момент он объявил об отставке в самом начале исполкома. В повестке дня обсуждения лимита на легионеров не было, но отсутствие президента позволило им внести этот вопрос в повестку дня, и они поддержали облегчение лимита — семь иностранцев на поле вместе с четырьмя россиянами. А теперь идёт обсуждение того, что вообще можно снять лимит на легионеров. Но ведь какой-то контроль должен быть», — сокрушается Никита Павлович.
В данный момент обсуждается возможность радикального изменения подхода к лимиту на легионеров.
«Мы создали рабочую группу, которую возглавил Гершкович. Она выдвинула предложение: из 25-ти футболистов в заявке клуба 15 должны быть с российским паспортом, остальные могут быть легионерами. При этом на поле могут выйти хоть все десять легионеров одновременно. Пока это мнение рабочей группы. Не знаю, будет ли оно утверждено на конференции или исполнительном комитете. Моё мнение, что всё должно быть как прежде: 6 россиян и 5 легионеров на поле — не больше», — подытожил легендарный футболист и тренер «Спартака» и сборной СССР.
Другого мнения придерживается бывший президент футбольного клуба «Москва», экс-гендиректор «Ростова», работавший на посту вице-президента «Локомотива» Юрий Белоус.
«Искусственное ограничение количества легионеров — абсолютно бесполезно, если мы не будем вкладывать деньги в материально-техническую базу, строить поля, заботливо и рачительно взращивать смену, готовить тренеров. Лимит — абсолютно бесполезная тема. Основные проблемы в нашем футболе, да, наверное, и во всём спорте, сейчас связаны не с легионерами, а с отсутствием материально-технической базы и квалифицированных тренеров. Как только у нас будет достаточное количество футбольных полей, на которых сможет готовиться смена действующим игрокам, и квалифицированные тренерские кадры, тогда можно будет включать и барьер для иностранцев. Но на тот момент он уже не будет нужен, потому что наша квалифицированная молодёжь будет вытеснять средних легионеров. А звёзды, как, скажем, Халк, будут дорого стоить и не в каждый клуб поедут. Но они в любом случае будут только украшать игру команды. Не с легионеров надо начинать. Я уверен, что настроение Владимира Путина связано с, мягко говоря, неудачным выступлением наших хоккеистов на Олимпиаде. Но ведь рикошетом ударит и по футболу, и по другим видам спорта. В футболе существующий лимит на легионеров абсолютно взвешенный. Да и вообще, этот вопрос будет вторичен, когда государство озаботится развитием материально-технической базы и воспитанием молодёжи», — считает Юрий Викторович.
Тренеры
Но ведь проблема с засильем иностранных специалистов, на которую обратил внимание глава государства, существует, по его мнению, не только среди спортсменов, но и в тренерском штабе. В этом случае какой-то лимит вводить сложно, но, судя по всему, нужно.
В Российском футбольном союзе уже озаботились этой проблемой и попробовали решить её с помощью налога «на иностранцев». Теперь каждый клуб Премьер-лиги, который приглашает на работу зарубежного специалиста, вынужден платить в казну РФС по 5 миллионов рублей.
В хоккее этот вопрос не поднимался, в Континентальной хоккейной лиге пока больше озабочены полевыми хоккеистами и вратарями, число иностранцев среди которых не так давно тоже пытались ограничивать.
«То безвременье, которое было в нашем футболе после развала СССР, на протяжении всех девяностых и в начале 2000-х, резко и в худшую сторону отразилось на всех видах спорта. Если мы посмотрим, то иностранных тренеров привлекают во все виды спорта, во все области, даже в биатлон. Даже физиотерапевты у нас иностранные есть. Это вообще никуда не годится. Надо готовить наших врачей на нормальных кафедрах, наших тренеров на нормальных кафедрах», — уверен Юрий Белоус, открывший в своё время стране такого тренера, как Леонид Слуцкий, начинавший свою карьеру именно в «Москве».
«Не боятся же немцы ставить тренером Клинсмана, да того же Лева. Но почему надо звать Виллаша-Боаша? Наверное, в этом есть логика. Да, он разговаривает на одном языке со многими ключевыми футболистами «Зенита»… Но тем не менее… Это, наверное, баловство богатых клубов, которые могут выбирать и тратить миллионы на то, чтобы работали иностранные специалисты», — уверен эксперт.
«У нас есть тренеры. Я как председатель комиссии по лицензированию вижу, что у нас есть способные молодые специалисты, которые сами были отличными футболистами и хорошо проявили себя на лицензировании: тот же Тихонов, тот же Маминов, тот же Хохлов. Все они — готовые тренеры для российских клубов. Я могу назвать ещё несколько ребят, которым можно доверить клуб. К сожалению, у нас нет закона, чтобы запретить или ограничить количество иностранных тренеров. Над этим надо как следует подумать. Надо дать дорогу своим тренерам», — добавляет Никита Симонян, который как никто разбирается в вопросе молодых российских тренеров.
Вот и получается, что на данный момент существует две точки зрения, прямо противоположные друг другу. С одной стороны, кажется, что большое количество легионеров не дает развиваться нашим спортсменам, убивая и российский спорт. С другой же, уважаемые люди вполне резонно апеллируют, считая, что помощь нужна бездарям — таланты, как их ни души, сами пробьются. Средний вариант мы ищем уже на протяжении долгого времени, и каждый раз кажется, что вот-вот найдём его. Так и теперь. Поэтому будем надеяться, что обойдётся без головотяпства и Министерство спорта совместно со спортивными федерациями примет то единственно верное взвешенное решение, которого мы и ждём.