«Игра была просто ужасной из-за предвзятости судьи. Беспричинная вторая жёлтая Уциеву, не назначенный пенальти – он сделал всё, чтобы изменить ход игры. Я буду добиваться тщательного расследования действий арбитра. Извиняюсь перед всем футбольным миром за то, что сказал сгоряча. Но не перед арбитром: он заслужил имя «продажный». Это уже не первый случай. Пусть знает, что грозненский «Терек» – за честный, а не продажный футбол!» – написал Кадыров в своём микроблоге в Твиттере.
Этому сообщению предшествовал скандал на стадионе в Грозном во время матча «Терека» с самарскими «Крыльями Советов». После удаления с поля капитана грозненского клуба Ризвана Уциева неизвестный выкрикнул в микрофон на весь стадион «Судья – продажная… Козёл!».
Из сообщения почётного президента «Терека» и главы республики можно предположить, что этим «неизвестным» был именно он. Иначе за что ему извиняться в своём блоге?
Эмоции главы Чечни можно понять, ведь Вилков удалил не просто игрока «Терека», а именно одного из немногих чеченцев команды, Уциева, к которым Кадыров всегда публично более трепетен, чем к неместным или легионерам.
Не стоит, конечно, падать в обморок от этой фразы, хотя даже Василий Уткин, комментирующий игру, воскликнул: «Ничего себе!». Сейчас такое встречается нечасто, но раньше заводящие секторов московских и питерского клуба в мегафон позволяли и куда более неприличные выражения, из-за чего возникали конфликты фанатов с милицией-полицией.
Однако крик в Грозном имел несколько особенностей. Его произвели не в слабенький мегафон, а в микрофон с выводом на всю арену. Открыто Кадыров не признавался, что кричал именно он. Да и доказать это так же трудно, как и признать, что в микрофон проорал некий «инженер», случайно проходивший мимо.
Случай отчасти забавный, ну, с кем не бывает, потом накажут, и всё успокоится, но только почётный президент «Терека» зачем-то выступил с заявлением, ставшим уже знаменитым, и разогрел страсти окончательно.
Поэтому предлагаю прекратить сыпать неуместным пафосом и разобрать данный эпизод с точки зрения спортивного, футбольного права и начать потихоньку сочувствовать президенту РФС Николаю Толстых, которого событие сие может выковырять из удобного бункера Дома футбола на медийную поверхность. Чего Толстых очень не любит, хотя надо в таких случаях что-то говорить.
Начнём с того, что происшествие с микрофоном никак не отражается в дисциплинарном регламенте и практически не подпадает под действие КДК РФС. Правда, есть общая статья «Нарушение Регламента проведения матча», в плоскости которой и можно отразить инцидент с криком в микрофон. Санкция – незначительный штраф в отношении организаторов матча, то есть клуба «Терек».
Однако если крик неизвестного в отношении судьи может быть рассмотрен в рамках КДК, то выступление Кадырова, фактически обвинившего арбитра в коррупции (продажности), может быть рассмотрено двумя разными инстанциями: судом, куда Вилков может обратиться с иском о защите чести и достоинства, а также Комитетом РФС по этике.
Во втором случае Комитет имеет все перспективы принять решение о том или ином наказании главы Чечни, поскольку он выступил не как частное лицо или болельщик – Кадыров является действующим почётным президентом клуба и, соответственно, субъектом футбольного права.
Самое смешное, что направить дело в Комитет по этике может либо президент РФС, либо бюро исполкома РФС, либо сам исполком РФС. Как же не хочется сейчас, в условиях и без того немалой свары в футбольном хозяйстве, Николаю Толстых начинать дисциплинарное дело не просто против руководителя клуба, но против самого Рамзана Кадырова, на которого, знают многие, управы не находится и в куда более серьёзных кабинетах!
А ведь при направлении дела в Комитет по этике надо не только обозначить сразу кару провинившемуся (от предупреждения до лишения права занимать подобные должности), но и ВЫЗЫВАТЬ «субъекта футбола» на заседание комитета. Вот тут начнётся, поверьте мне, такое, о чём и думать не хочется.
А отмолчаться никак не получится. Как за Шамилем Лахияловым все теперь будут следить, как он слушает гимн РФ (после удачного «прослушивания» оного в Махачкале), так и за «делом Кадырова» готовы пристально следить и вопить в СМИ и Интернете десятки тысяч людей, не говоря уже о друзьях и, главное, врагах Николая Александровича. Ведь все лагеря противостояния будут ждать именно фирменной принципиальности главы офиса на Таганке.
Ну, и отдельно стоит сказать, что, помимо КДК и Комитета по этике, Рамзан Ахматович нарушил подписанный его клубом Кодекс Чести! Да-да! Творение рук и мыслей прошлого руководителя РФС Сергея Фурсенко в РФС нынешнем, несмотря на всю неприязнь, никто НЕ ОТМЕНЯЛ! За полгода на посту главы ведомства Николай Толстых так и не решился (или руки не дошли) вычеркнуть положения Кодекса Чести из всех регламентирующих документов РФС (а ещё говорят, что НАТ дотошен в этих вопросах), и он является де-юре официальным документом организации. Смех да и только!
Смех смехом, но официальные и неофициальные лица «Терека» нарушили сразу несколько норм Кодекса. А именно, пункты:
1. (Субъект футбола) «…понимает значение футбола как развивающей, совершенствующей человеческую личность спортивной игры».
9. «…Отвергает всякое проявление грубости, хамства, словесного хулиганства на футбольном поле и за его пределами, строго следит за соблюдением норм речи».
11. «…Презирает и отрицает бесчестные способы состязаний: договорные матчи, подкуп судей, применение методов устрашения к судье и сопернику, использование запрещённых препаратов».
Вам всё ещё смешно?
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |