Жители страны с одним из самых высоких уровней жизни в мире, Швейцарии, не хотят тратить бюджетные деньги на проведение зимней Олимпиады. Даже больше — они вообще не хотят, чтобы Игры проводились у них на родине. Как об этом стало известно? Очень просто — швейцарцы организовали народный референдум. Вот так, ничего не опасаясь, открыто, честно, спросили у народа: А готовы ли вы потратить свои налоги на Олимпиаду?
Нет, ответили 54% проголосовавших, не готовы. От России Швейцарию в этом случае отличает два немаловажных момента. Во-первых, демократический подход — страна показала, что у них слово «демократия», как и две тысячи лет назад в Древнем Риме, означает «власть народа». Во-вторых, народ (швейцарцы) знает, чего хочет и наперед видит, к каким последствиям может привести организация зимней Олимпиады. Кто бы из россиян несколько лет назад, когда стоял вопрос быть или не быть смог бы сказать: «Я не хочу, чтобы Олимпиада проходила в Сочи»? Это сейчас, когда тысячи людей были переселены, город перекопан, вскрылись нарушения и растраты, обнаружились экологические проблемы все говорят: «Зачем нам вообще нужна такая Олимпиада?»
Швейцарцы же убили эту идею в зародыше, поняв две простые вещи: это затратно и это «некрасиво». Ведь помимо денег была и еще одна причина нежелания принимать Олимпиаду: Олимпийская стройка будет иметь «катастрофические последствия для пейзажа и местности». Какие? Спросите об этом жителей Сочи.
С финансами же все не так просто. Кантон Граубюнден (что-то типа нашего Краснодарского края), в котором проводился референдум, должен был в случае организации Олимпиады, выделить около 320 миллионов долларов. Оставшиеся 1,3 миллиарда выделило бы правительство страны. При этом Игры должны были окупиться, ведь по оценкам специалистов доходы от проведения составили бы порядка 1,6 миллиарда долларов — ровно столько, сколько страна потратила бы.
Однако статистика говорит об обратном. Как отмечает портал swiss.info, за последние 50 лет опыт проведения Олимпийских игр показал, что расходы на их организацию вырастают по сравнению с первоначальными расчетами на 179%. И хорошо, что решили посчитать они до сочинской Олимпиады, а то процент пришлось бы подкорректировать не в пользу организаторов.
Швейцарцы до сих пор не могут отойти от Чемпионата Европы по футболы, который при доходе в 728 миллионов евро стоил организаторам (вместе с Австрией) порядка 750 миллионов евро. Кроме того, их пугают вести о все надвигающемся и надвигающемся мировом финансовом кризисе, который по стране должен ударить весьма ощутимо (ведь ударит он в основном по банкам). Им сейчас не до Олимпиады.
Зато в России будет всё: Олимпиада, универсиада, куча чемпионатов мира по разным видам спорта и один большой по футболу на пару с Кубком конфедераций.
Причин такого изобилия может быть две. Либо руководство страны таким образом хочет создать мировой имидж страны, как сверхдержавы во всем, в том числе и в спорте. Либо, завоевание права на проведение этих турниров должно взвить до небес планку, на которой сейчас находится наш патриотизм. А скорее всего, обе эти причины настолько тесно связаны друг с другом, что их, как сиамских близнецов, лучше не разделять.
В любом случае, пословица «За двумя зайцами...» уже начала действовать: отсутствие снега, недовольство спортсменов, срыв сроков сдачи, растраты... При любви СМИ к негативу все это сильно перевешивает тот позитив, который лежит на противоположной чаше весов. И речь сейчас идет только лишь об Олимпиаде. Про стадион «Зенита», строящийся к Чемпионату мира 2018 лучше вообще молчать.
А не лучше ли было все эти деньги пустить на строительство не спортивных объектов в одном отдельно взятом городе к одному отдельно взятому событию, а на создание центров подготовки молодых спортсменов, оборудованных по последнему слову техники? Да, такая необходимость есть и намерения все это сделать декларируются в «Программе развития спорта», которую представило на рассмотрение и обсуждение профильное министерство. Но кто все это будет контролировать? Ведь детский спорт — это не Олимпиада, здесь не скажешь «К
Но мы продолжаем верить, что Олимпийские игры в Сочи станут не только самыми дорогими, но и правда, самыми лучшими за всю историю. Возможно именно такой шоковой терапии и не хватало нашему спорту, чтобы вывести его из анабиоза, в который он впадал в течение последних двадцати с лишним лет.