«А кто это?» - спросил президент Путин, желая знать имя ответственного за срыв сроков сдачи одного из олимпийских объектов. «Товарищ Билалов», - ответил вице-премьер правительства Д. Козак. Так страна узнала, кто вставляет палки в колёса Олимпиаде.
Через несколько часов после этого диалога, состоявшегося перед телекамерами, было объявлено: Ахмед Билалов будет уволен с поста председателя совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» и должности вице-президента Олимпийского комитета России. Так кто он - товарищ Билалов, и что натворил?
«Я ему говорил, что изыскания на этом участке были проведены не как для себя, а как для врага. Сейчас другой акционер вынужден дополнительные сваи забивать, чтобы поддержать трамплин» - так Д. Козак охарактеризовал итоги работы Билалова.
Правда, тот своей работой всё равно доволен: «Горжусь тем, что мы построили олимпийские трамплины в Сочи», - написал бизнесмен в Интернете. Трамплины действительно построены, и на них даже уже проходили соревнования. Но если бы они были готовы вовремя, то у наших спортсменов было бы больше времени для тренировок.
Впрочем, достраивают объект «Горная карусель» уже без Билалова: когда его компания отказалась проводить дорогу к горнолыжному комплексу за свой счёт, от олимпийского строительства бизнесмена отстранили. А скорее всего, он и сам был рад выбыть из этой обременительной игры. И тут же взялся за развитие курортов Северного Кавказа - проект тоже большой, но за ним нет такого пристального контроля.
Ахмед Билалов родом из Дагестана, в Москву перебрался в конце 80-х, поступил в Академию управления им. С. Орджоникидзе. По данным журнала «Форбс», свой бизнес он начал с операций с ценными бумагами, затем открыл банк «Диамант». Его партнёрами в этом предприятии стали родной брат Магомед и двоюродные братья — Магомед и Зияудин Магомедовы.
Кстати, кузены Билалова сегодня - среди самых влиятельных бизнесменов. Владельцы Новороссийского морского торгового порта не раз получали выгодные государственные контракты. В частности занимались реконструкцией Большого театра и строительством в рамках подготовки к саммиту АТЭС. Как известно, в обоих случаях расходы непомерно разрастались, сроки работ не раз сдвигались. Фамильная черта?
Финансовые результаты, полученные в банковском и нефтяном бизнесе, Ахмед Билалов закрепил в политике. В 1999 г. был избран депутатом Госдумы от партии «Единство», в нижней палате парламента отработал два срока. Позднее стал сенатором от Краснодарского края. Близость к власти наверняка помогала вести дела и ему, и его родственникам.
«Дело не в конкретном бизнесмене Билалове - проблема в государственной системе, которая инициирует и поощряет создание проектов, не преследующих практические цели, служащих исключительно для пополнения карманов присосавшихся к ним «пилильщиков» бюджета», - считает журналист Юлия Латынина.
Впрочем, если говорить о практической пользе олимпийской стройки, то она, конечно, есть. Олимпиада дала повод привести город и окрестности в порядок, чтобы создать курорт международного класса - морской и горнолыжный. Сочинцы уже получили новую канализацию, дороги, электростанцию. Появляются новые гостиницы - значит, будут рабочие места.
С другой стороны, на такой стройке необходим особый контроль за расходованием средств. Зарвавшихся бизнесменов надо бить по рукам. Потому что изыскания они, может, и проводят, как для врагов, но уж деньги точно пилят, как для себя. Так, может, заставить тех, кто в несколько раз превысил изначальную смету, вернуть растраченное в казну из собственного кармана?