Примерное время чтения: 12 минут
4877

Фигурное катание в вопросах и ответах: дисциплины, программа, система судей

Сюжет Чемпионат Европы по фигурному катанию 2013 года в Загребе
Татьяна Волосожар и Максим Траньков.
Татьяна Волосожар и Максим Траньков. / Алексей Витвицкий / АиФ

Что такое фигурное катание?

Фигурное катание считается сложнокоординационным видом спорта и включает в себя определенные дисциплины:

  • мужское и женское одиночное фигурное катание;
  • парное фигурное катание;
  • спортивные танцы;
  • синхронное фигурное катание.

Мужское и женское одиночное катание демонстрирует владение спортсменами всеми группами элементов — шагами, прыжками, вращениями и спиралями. Для оценки смотрят на качество и сложность выполняемых элементов, пластичность, артистизм и связь движений фигуриста с музыкой.

Справка
Тодес — элемент парного катания, при котором партнёрша описывает спираль вокруг своего партнёра

В парном катании важно продемонстрировать единство и синхронность действия двух партнёров. В отличие от одиночного катания, здесь присутствуют также поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения.

В спортивных танцах на льду также выступает пара, мужчина и женщина. Эта дисциплина основана на сложных шагах и вращениях, но поддержки выше плеч, прыжки и другие «акробатические» элементы здесь под запретом.

В танцах на льду большое значение придаётся плавности движений и внешнему виду спортсменов, тщательно прорабатывается эстетический образ партнёров по танцу, музыкальное сопровождение.

Справка
Твизл — вращение на одной ноге со смещением по ходу движения

Важными для спортсменов по танцам на льду является «хореографичность» и артистизм. Это связано с тем, что, помимо уверенного владения техникой, требуется продемонстрировать целостное музыкальное представление, которое будет оценено судьями.

Ритмы и темы для танцев на льду определяются ежегодно Техническим комитетом по танцам на льду. Предполагается использование спортсменами предписанных элементов из следующих: танцевальные поддержки, вращения, серии твизлов, дорожки шагов.

Четвертая дисциплина — это синхронное фигурное катание, которое предполагает участие от 16 до 20 фигуристов (не важно, мужчин или женщин). Специфика этой дисциплины состоит в наличии таких обязательных элементов, как круг, линия, колесо, пересечения и блоки. Интересно, что синхронное катание на коньках не входит в олимпийскую программу соревнований — по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира.

К слову, считается, что ставшие популярными в последнее время различные ледовые шоу на ТВ частично изменили восприятие понятия танцев на льду, да и термина «фигурное катание» в целом. Большинство зрителей, увлеченных зрелищными шоу, стали ассоциировать происходящее на экране с фигурным катанием как видом спорта. На самом деле выполняемые участниками шоу номера даже с натяжкой нельзя назвать в полной мере спортивными танцами на льду. Как известно, в подобных постановках участвуют не только профессиональные фигуристы, но и приглашенные «звезды» (актеры, певцы, телеведущие и т.д.), и поэтому программа катания имеет, безусловно, облегченный вариант.

Кроме того, существует еще одно разграничение: в основных турнирах, которые проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры), принимают участие спортсмены-любители. В телепроектах и постановочных шоу, наподобие «Ледникового периода», участвуют профессиональные фигуристы, которые получают за свою работу гонорары и заниматься любительским спортом не должны.

Что входит в программу соревнований по каждой из дисциплин?

Для крупных международных соревнований обязательными для исполнения по всем дисциплинам фигурного катания являются короткий и произвольный танцы.

Короткий танец объединил в себе элементы существовавших ранее обязательного и оригинального танцев. Длительность программы — около 3 минут. Сущность танца — в представлении спортсменами единой завершённой композиции с установленным ритмом, предписанными элементами и определённым видом музыки.

Произвольный танец — это заключительный этап соревнований продолжительностью 4 минуты. Спортсмены с помощью тренера самостоятельно подбирают ритм, тему программы, музыку и антураж.

Существует также т. н. паттерн-танец, он исключён из крупных чемпионатов и Олимпийских игр, но может быть исполнен на соревнованиях более локального уровня. Паттерн-танец раньше назывался обязательным танцем — до сезона 2010–2011 обязательный танец являлся первым этапом соревнований в танцах на льду.

Как работает современная система оценок?

Раньше в фигурном катании действовала так называемая «система 6.0» (ее иногда называют «старой системой»), но в 2005 году ей на смену пришла новая система судейства. Разобраться в отличиях и тонкостях сложно, но возможно.

Что было раньше? В рамках 6-бальной системы давались 2 общие оценки (техническая и за «представление программы»), и эти оценки носили относительный характер, а не абсолютный. Судьи решали, какие элементы из заявленных выполнены, «предписывали» штрафы за те или иные ошибки, но теперь считается, что в процессе судейства они по сути сравнивали сложности программ нескольких спортсменов, то есть величина оценки зависела не только от проката конкретного участника, но и от уровня его конкурентов.

Для чего ввели новую систему? Чтобы попрощаться с принципом сравнения программ и добиться абсолютной оценки. И чтобы проще было вычислить «предвзятого» судью.

Теперь оцениваются технические элементы и «компоненты программы». Что же изменилось? Начнем с технических элементов.

В Новой системе есть важные основополагающие документы — это таблицы стоимости элементов. В этих таблицах изначально и четко определено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. И эта ценность элемента — величина постоянная, она не подлежит изменению как минимум в течение одного сезона.

Имея перед собой таблицы, судьи определяют уже только уровень исполнения (от −3 до +3). Таким образом, базовая стоимость элементов четко определяет, сколько они «стоят» при нормальном исполнении, а дальше схема проста: если судьям очень понравится исполнение, они добавляют баллы, если же элемент выполнен с ошибкой, баллы могут снять.

Очень важный момент: предельно допустимое количество различных элементов в программе строго регламентируется (это делается для того, чтобы в рамках Новой системы можно было адекватно сравнивать одного фигуриста с другим).

Но несмотря на это, так или иначе у каждого фигуриста все равно есть своя потенциальная «база»: ведь перед выступлениями на турнирах спортсмены и их тренеры заранее подают своего рода «заявки» (относительного того, какие элементы будут в его программе), а судьи ходят на официальные тренировки и могут наблюдать. Поэтому, строго говоря, если спортсмен «умеет» выполнять некий набор элементов, то сумма его базовых оценок изначально потенциально выше.

Но суть остается неизменной: даже если 2 спортсмена выполнили одни и те же элементы, базовая стоимость будет одинаковой, а вот разница в количестве баллов уже будет зависеть от качества выполнения элементов.

При этом отметим еще 2 важных момента: если изначально спортсмен заявлял, к примеру, двойной тулуп, а прыгнул тройной, — оценку ему поставят все-таки за тройной. Кроме того, если во времена «системы 6.0» выполненный с ошибкой элемент (например, прыжок с приземлением на 2 ноги) не засчитывался, то по Новой системе засчитываются все элементы, просто они сначала получают свою базовую стоимость, из которой потом вычитаются штрафы за качество исполнения. По мнению разработчиков системы, такая процедура обеспечивает соблюдение справедливости и непредвзятость при оценивании.

Конечно, у системы есть свои подводные камни. Так, у любителей фигурного катания свежа в памяти ситуация 2010 года, когда на Олимпиаде в Ванкувере Евгений Плющенко уступил «золото» американцу Эвану Лайсачеку. Соль ситуации в том, что последний не включил в свою программу четверной тулуп, в то время как Плющенко исполнил сочетание четверного и тройного тулупа; то есть Лайсачек набрал баллы за счет качественного выполнения менее сложных элементов. Тогда многие зрители и эксперты с досадой сетовали на то, что фигурист с простой программой, не включивший в нее более сложные элементы, теоретически способен победить соперника, владеющего более рискованным «инструментарием».

Что касается второго параметра, оценок за компоненты программы, то они выставляются с целью оценить качество скольжения, хореографии и связности программы и т.д. (составляющих — 5). По сути своей это аналог «представления программы» (или «артистизма») старой системы.

Но знатоки этого вида спорта на специализированных форумах отмечают, что в целом заставить «работать» вторую оценку пока не удалось.

Все оценки судей отмечаются в специальных протоколах проката программ.

Что касается схемы определения победителя, то происходит все следующим образом: участники выполняют короткую программу, а затем 24 лучших спортсмена по итогам данной программы выполняют уже произвольную. Результат турнира определяется суммированием баллов за обе программы.

Какова история появления фигурного катания?

Катание на коньках было знакомо людям с древних времён: археологи находили костяные прототипы коньков, сделанные из костей животных, датированные II–I веками до нашей эры. Древним людям такие коньки могли дать преимущество в скорости, однако о фигурном катании тогда речь не шла.

В Голландии в XII-XIV веках нашей эры начали появляться первые железные коньки, которые позволяли катающемуся вычерчивать на льду более или менее изящные пируэты.

В Англии XVIII века появились первые любительские клубы по катанию на коньках, там же был разработан перечень обязательных для исполнения фигуристами фигур и первые правила соревнований.

Из Европы новый вид спорта распространился по всему миру. Создавались свои школы фигурного катания, разрабатывались новые модели коньков, совершенствовалась техническая сторона исполнения элементов катания.

Как вид спорта фигурное катание было официально признано на I Конгрессе конькобежцев в 1871 году. На следующий год в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию среди мужчин.

В России фигурное катание появилось благодаря Петру I, который привёз образцы коньков после путешествия по Европе. В 1865 году в Юсуповском саду на садовой улице был открыт общественный каток, где начали готовить фигуристов. Там же прошло первое состязание русских фигуристов в марте 1878 года. С тех пор русские спортсмены создали свою школу фигурного катания, которая признаётся одной из сильнейших во всём мире.

Рождественская открытка

С 1924 года фигурное катание включено в официальную программу зимних Олимпийских игр. Начиная с 1986 года под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU) проходят такие международные соревнования, как чемпионаты мира и Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие соревнования.

Танцы на льду как таковые впервые появились в Англии в конце 1940-х годов. Тогда конькобежцы попробовали импровизировать на коньках под музыку.

В официальную программу чемпионатов Европы и мира спортивные танцы были включены в 1952 году, причём в течение десяти лет на крупных соревнованиях по этой дисциплине побеждали в основном английские фигуристы. Только в 1962 году их на пьедестале сменили представители Чехословакии — Ева Романова и Павел Роман.

В 1976 году спортивные танцы стали частью программы XII зимних Олимпийских игр. Золото взяли советские фигуристы Александр Горшков и Людмила Пахомова.

Список обязательных элементов для спортивных танцев появился только в 1999 году. Тогда соревнования по танцам на льду были троеборьем и включали в себя обязательный, оригинальный и произвольный танцы. За каждый танец судьи присуждали оценки отдельно, и по сумме баллов в конце определялись места в турнирной таблице. Однако начиная с сезона 2010–2011 крупные турниры по спортивным танцам на льду должны состоять из двух обязательных этапов: короткого и произвольного танцев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы