Болельщики столичного ЦСКА счастливы — возобновлены работы по строительству долгожданного собственного стадиона армейского клуба. Все говорит о том, что еще пара лет и можно будет принимать соперников на своей новенькой арене, а не чувствовать себя гостями на домашнем поле и не мучаться, изыскивая самый удобный способ добраться до Химок.
Тюрьма
Однако не все обстоит так гладко, как того хотелось бы и болельщикам, и, конечно, руководству клуба. Президент ЦСКА Евгений Гинер, которого многие называют лучшим спортивным менеджером в стране, во время лекции для студентов
«Если подумать, то работы по возведению стадиона ведутся без разрешения на строительство. Все говорят: „Мы понимаем, это же хорошее дело, ты же стадион строишь“… А завтра
И как тут не вспомнить пресловутое многострадальное строительство стадиона для питерского «Зенита»? В северной столице, если верить отчету Счетной палаты, тоже строили без разрешения. Они строили, все молчали, а сейчас головы полетят. Остается надеяться, что остальных нарушений, вроде пропавших денежных средств, в случае с ЦСКА не будет. Да и выгоды в этом нет никакой, ведь армейцы строят арену на свои деньги, а государство и город остались в стороне.
Земельный вопрос
Рассказал Евгений Гинер и о том, с чем была связана значительная задержка относительно первоначальных планов на окончание строительство арены. Напомним, при хорошем раскладе, ЦСКА уже должен был проводить свои игры на новеньком красавце стадионе.
«После распада СССР земля, на которой строится стадион, находившаяся на балансе Министерства обороны, оказалась в федеральном пользовании. А как ее переоформить, никто не знал — документов на нее никаких не было. Да об этом тогда никто и не думал. Важнее было прокормить страну, чем стадионы переоформлять. Также в середине
Но, когда уже казалось клуб должен начать строить стадион, вылезла еще одна проблема.
«Небольшой клочок земли, который к
Спонсоры
Сдать арену в эксплуатацию планируется в 2015 году. А для того, чтобы это сделать как можно скорее, необходимы денежные средства. За каждую копейку ЦСКА ведет настоящий бой, ведь
«Может нескромно, но только у ЦСКА в России все спонсоры коммерческие. У меня есть большие компании, которые я мог бы повесить на грудь и вносить деньги в бюджет от их имени. Я не считаю это коммерческим спонсором. Это спонсор — хозяин. Поэтому получилось так, что моя роль в привлечении спонсоров — самая последняя, Я стараюсь не лезть, так как владельцев многих компаний, я очень хорошо знаю, и навязываться
Дополнительный доход
Европейские клубы, а особенно английские, помимо спонсорских денег, зарабатывают благодаря активной работе маркетингового отдела. Одна из основных статей дохода — продажа атрибутики на азиатском рынке. Для этого клубы проводят целые турне в Японию, Корею, Китай, Таиланд и другие страны. ЦСКА же, даже при наличии в составе японской суперзвезды Кейсуке Хонды, практически ничего не мог откусить от этого общего пирога. В 2013 году армейцы впервые постараются это осуществить.
«Многие меня ругают, за то что я продвигал такую идею как переход на систему „осень — весна“. Но это — одно из условий для того, чтобы отправиться в азиатское турне. Мы не могли этого никогда сделать по одной причине — зимой в Азии не играют, у них ни сборов, ни матчей. Нас приглашают летом в Китай, Южную Корею, Японию, а мы не можем поехать, мы чемпионат играем. А это является коммерцией и очень немалой, ведь сколько на азиатских рынках продается атрибутики „Манчестер Юнайтед“, „Челси“, „Ливерпуля“ и других. Но тут вопрос не в том, чтобы поехать и заработать миллион или два на этом турне, а в том, что это будет продвижением бренда туда, что означает и долгосрочное сотрудничество с их компаниями. Сейчас первый год, когда мы сможем это сделать этим летом. Может им уже надоело нас приглашать, поэтому будем теперь сами проситься», — объяснил Евгений Леннорович.
Но переход на систему
«Нам все время доказывали, что у нас северная страна, что болельщикам на стадионе холодно. Никто никогда не замечал, что болельщику на стадионе может быть жарко, сидеть на трибуне в 36 градусов жары — это ничего… А ведь это опять же деньги. Спонсоры пытаются вычленить летние деньги. Почему на западе не проводятся турниры летом? Причина одна — ни телевидению, ни спонсорам это неинтересно. Все люди отдыхают. У нас никто никогда не просчитывает этого. Поэтому переход на систему «осень весна был сделан не для того, чтобы просто синхронизировать чемпионат России с европейскими. Это в первую очередь коммерческие турниры, телевизионные заработки, новые рынки, интерес болельщиков».