Официальная статистика показывает, что последние несколько лет цифра средней посещаемости остановилась на отметке чуть более 12 тыс. зрителей (для сравнения, в Испании средняя посещаемость — почти 30 тысяч человек, в Германии — 45 тысяч). Это цифра средняя, достигается она сейчас за счёт московского «Спартака» (не собравшего ни одного аншлага без помощи своих недругов — армейцев), дерби ЦСКА — «Спартак» (да, пожалуй, на этом и остановимся, ибо недавнее дерби «Локо» — ЦСКА собрало всего те же 12 тыс. чел.), стабильных аншлагов в Питере и махачкалинского «Анжи» (порядка
Формальный рост произошёл в Грозном, где раньше на стадионе имени Билимханова более 10 тысяч собраться не могло, на новой же Ахмат-Арене вместимостью в 30 тыс. человек на некоторые топовые матчи ходит по
Цифры на снижение показывают ЦСКА, «Локомотив», «Динамо». Некогда популярные самарские «Крылья» не собирают полный стадион даже на игры со «Спартаком» и «Зенитом». Мордовия поначалу порадовала аншлагами, но после того, как гранды уехали, на другие клубы в Саранске народ не ходит. Разве что посмотреть бесплатное шоу по поливу секторов гостей из пожарного шланга, как на матче с КС.
Удручает «Алания», которая тоже не собрала ни одного аншлага, хотя всегда славилась именно этим. Полный упадок с болельщиками в Нижнем Новгороде, полупустые стадионы в Ростове и Перми.
Премьер-лига гордится — свои 13 тысяч (ну, чуть-чуть округлили, но гордится так для того, чтобы не потерять лицо) РФПЛ набрала за летне-осенний период. Ноябрьские и декабрьские туры всю эту статистику гробанут немедленно. Уже холодно, а станет совсем холодно. Спасением может стать паническое решение один или два из трёх декабрьских туров перенести на весну. Хотелось бы назвать это играми разума, но не получается. Просто потому, что я до сих пор не могу понять, как в здравом уме можно было не только принимать решение о переходе нашего футбольного календаря на систему осень — весна, не только назначить три игры в декабре, но и упустить такую маленькую деталь, как то, что после окончания чемпионата России 20 мая игрокам сборной надо где-то перекантовываться до 6 июня — даты ключевой игры сборной России с Португалией. Я, правда, хочу спросить не только ушедшего в отставку Фурсенко и главу РФПЛ Прядкина, но и 16 миллионеров, управляющих клубами элитного дивизиона, — а вы, вообще, чем думали-то? Коллективное безумие, стадное чувство или просто непонимание? А о болельщиках кто-то подумал в данной ситуации, не говоря уже о спортсменах?
В шестом выпуске программы «ФанZона», которая выйдет после этого поста, я беседовал как раз с Сергеем Геннадиевичем Прядкиным о судьбах футбола. И в частности, вызвал его на своеобразную дуэль, пригласил президента лиги посмотреть вместе с фанатами любого клуба, на выбор, футбол не из VIP-сектора, а с простой, необорудованной трибуны именно в декабрьских турах. Прядкин — нормальный мужик, без каких-либо пафосных замашек — дал слово, что примет приглашение программы. И вот теперь я думаю, что он, погорячившись, решил исправиться и отменить если не все, то хотя бы большую часть туров. Ну, это шутка, конечно, Прядкин слово держит. Но вопрос о целесообразности перехода на новую систему остаётся, теперь противники не просто хохочут над идеологами перехода, а ещё и издеваются. Не учесть интерес сборной и понять это только под занавес первого круга — это обречь себя на нещадное высекновение болельщицкой и экспертной средой и в Интернете, и на трибунах.
Тот же Сергей Геннадьевич откровенно признался, что инфраструктура наших стадионов элементарно несовременна, а организаторы матчей в разных регионах отпугивают и так неизбалованных болельщиков своим деревянным мышлением, совковым сознанием да порой полным идиотизмом.
Только за последнее время на наших стадионах произошли (точнее, про них громче всех орали) три полномасштабных давки на гостевых секторах во время матчей «Волга» — ЦСКА, «Крылья» — «Спартак», «Кубань» — ЦСКА. В последнем случае одного болельщика армейцев еле спасли от удушья. На всех этих матчах не было аншлага, но проход нескольких тысяч гостей был организован так, что последние попали на сектор к концу первого тайма. В Самаре при этом спартачей били палками полицейские. Плохие проходы на трибуны — часть беды. В Саранске дважды и в Новосибирске фанатов поливали водой из брандспойта. В Нижнем, правда, такой полив был вызван необходимостью потушить поджар, устроенный питерцами. Но здесь полили пожар, а не людей. До сих пор на топовых матчах войти и выйти — большая проблема, точнее, речь идёт о часовых задержках с выпуском болельщиков со стадиона. В Тамбове («Спартак Тм» — «Факел»), Уфе («Уфа» — «Ротор»), Самаре местные и приезжие болелы вступали в конфликты с полицией, причём — я отвечаю! — не по вине болельщиков. Про сумасшествие, происходящее на матчах «Торпедо», я вообще молчу!
Что важно, я подчеркну — болельщики платят организаторам, по сути, той же монетой. Это я придумал термин «У нас на футболе никто никому не рад». Организаторы предоставляют зрителям старые корыта, за малым исключением, без особых удобств и с сонмами полицейских, а зрители в ответ свинячат, жгут пиро, орут матом. Потому что никто никого не уважает.
И здесь мы переходим к ещё одному фактору, который в ближайшее время может подкосить наш футбол не на одну, а на все две ноги. Сегодня, в четверг, в Общественной палате пройдут слушания по так называемому закону о фанатах. Который подразумевает в нынешней версии ужесточённый свод правил, увеличивает меру наказаний за использование пиро, баннеров, нетолерантных песен и зарядов, срыв матча. Теперь на футболе, в случае принятия т. н. закона, можно легко получить 15 суток ареста. Проход на футбол и приобретение билета по паспортам при нынешней убогой системе прохода на матч и работы касс поможет болельщикам побыстрее переместиться со стадионов в бары и домой.
Под знаком борьбы с нелояльной аудиторией махачкалинский «Анжи» — и это мало кто понял — апробировал предлагаемую систему на матче с Ливерпулем. «Анжи» доволен, экстремистов не допустили, но какой ценой? Продажа билетов по паспортам для жителей Москвы и подозрительных русских имела все признаки дискриминации и своевольства. Билеты могли продать, могли не продать, при этом записывали адреса, телефоны, разглядывали номинанта в соцсетях. Помимо унизительности процедуры, отмеченной массой сообщений в Интернете, можете себе представить, что бы было при аналогичной системе продажи билетов на дерби ЦСКА — «Спартак», на которое ходит по 65 тысяч зрителей? К чему приведёт эта вакханалия у касс Лужников — точно к беспорядкам, давке и злобе людей, отстаивающих многочасовые очереди.
«Анжи» ликует, забыв сказать, что вместо 28 тысяч зрителей, сколько вмещает стадион в Черкизово, пришло вполовину меньше, и это на исторический матч с Ливером!
Опыт дагестанской команды стоит рассматривать и как необходимость (и это правда), и как бессилие (и это правда), и как антимаркетинг (и это правда), и как заранее заготовленную репетицию будущего. Что тоже похоже на правду. Будущего, при котором на футбол будут ходить избранные и незапятнанные. Но кто тогда будет ходить при нашей правоприменительной практике полиции, которая самым ярким образом проявилась в истории с «Торпедо», чья эмблема местными ментами была ПРИЗНАНА НАЦИСТСКОЙ, И С НЕЙ НЕ ПУСКАЛИ НА СТАДИОН!!! Для первого раза вам понятно, что может произойти и кому ещё прилепят какой-нибудь ярлык, если клубу Стрельцова его натянули по самое некуда. Разъярённый главк МВД выпустил официальное письмо, где фактически сообщил о самоуправстве местного ОВД, ибо приказа по наци-Торпедо не спускал. Но произошло это после дикого крика не только болельщиков клуба, но и всех его поддержавших коллег и главное — прессы! Безусловно, индивидуальные наказания для быдло-публики, откровенных провокаторов, людей, срывающих матчи, наносящих увечья зрителям и футболистам, необходимы. Как и разумное решение по пиротехнике, которую применяют почти ВСЕ европейские фанаты, за исключением Англии. Пиро, по моему глубокому убеждению, — не преступление, его просто надо разумно применять, не швырять на поле и не жечь в диком количестве. Попробую переубедить колеблющихся, которые уже готовы закопать меня за эдакий либерализм (хоть я и не либерал!).
Проблема фанатов в нашей стране демонизирована. Посмотрите на акции протеста греческих или испанских профсоюзов, с погромами городов, многочасовыми стычками с полицией. У нас такое есть?
Посмотрите на беспорядки в Польше на ЧЕ или хотя бы на последнем дерби «Лацио» — «Рома». У нас такое есть?
У нас ситуацию сравнивают с английской, но разве у нас горят стадионы, как в Брэдфорде, рушатся трибуны, гибнут (прости господи) сотнями под их завалами люди, как в Хилсборо, происходят побоища, как на матчах Миллуола в
Наши фанаты не ангелы. Но они и не дьяволы. Они не лезут в политику (за что их и критикуют, и хвалят, и поносят), хотя могли бы, управляя такой мощной силой. Российские фанаты разобщены, апатичны и даже сожрали свой единственный профсоюз. Их объединяет общее отношение, и довольно жёсткое, к кавказской проблеме. Но разве эта проблема возникла только на стадионах нашей страны?
Иными словами, общий убогий уровень, плохая инфраструктура, полицейское управление процессами отпугивают болельщиков с трибун почище любого мата болельщиков, и не будем забывать — футболистов и тренеров. Слабый маркетинг, слабое продвижение брендов, отсутствие работы в школах и на предприятиях по привлечению новых аудиторий являются ещё одним гвоздиком в крышку. Холодное отношение топовых футболистов к публике, денежные скандалы и переполох из-за этого в масштабах всероссийского курятника — вот что ещё не нравится публике. Она не любит, что на стадионах не продают пиво и указывают место у плинтуса всем, за исключением ВИПов. Переход на осень — весна, может, и порадует немногих оптимистов, убеждённых, что теперь-то мы точно все европейские кубки завоюем, но «Зенит», «Спартак» и ЦСКА пока гордо это опровергают. Зато многим не понравится морозить задницу при минус 15. Ну, а закон о фанатах может пришибить окончательно не только простых болел и средний класс, который хочет коньяка и стейка на футболе, но и ту неспокойную и не всегда лояльную публику, которая как раз свои сектора что в дождь, что в снег, заполняет.
А ведь для того, чтобы достичь полной гармонии со зрителем, ему надо сначала создать условия, а потом требовать не гадить в душу!
К началу Чемпионата Мира — 2018, я уверен, мы много сделаем нового и хорошего на наших аренах. На всех 12 новых стадионах из более 150 имеющихся. Но не убьём ли мы к тому времени интерес к футболу, всё то страстное, эмоциональное, может, не всегда толерантное, но преданное идеалам своих клубов?
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |