В российском футболе назревает грандиозный профсоюзный скандал. Экс-глава Профсоюза футболистов и тренеров (ПСФТ) Вагиз Хидиятуллин подал заявление в Комитет по этике Российского футбольного союза, обвиняя нынешнее руководство организации в лице Николая Грамматикова в подлоге документов и краже у него профсоюзной структуры. По словам Вагиза Хидиятуллина, реорганизация ПСФТ была незаконной, так как учредительной конференции по коренному реформированию этой организации и переизбранию ее руководителя в действительности не происходило.
Комитет по этике уже приступил к рассмотрению документов, представленных Хидиятуллиным, но скорым решение по этому вопросу точно не будет, ведь речь идет о событиях шестилетней давности. Впрочем, количество скандалов, сопровождающих в последнее время деятельность организации Николая Грамматикова (на фото), уже превысило все мыслимые рамки. Напомним, что недавно сразу несколько известных футболистов, среди которых, к примеру, игрок столичного «Динамо» Александр Самедов, обратились в СМИ с заявлениями о вымогательстве денег со стороны профсоюзного босса. В связи с эти закономерен вопрос о том, чем же, собственно, занимается сегодня ПСФТ и чем его деятельность отличается от работы обычных профсоюзов.
Для начала несколько цифр, связанных с деятельностью Ассоциации футболистов Испании (АФИ). Несмотря на более чем скромные по российским меркам членские взносы (игрок примеры, высшего испанского дивизиона, ежегодно платит в профсоюз чуть больше 150 евро, в то время как футболист РФПЛ должен отвалить в кассу ПСФТ 25 тыс. руб.), местный профсоюз может похвастать весьма внушительными достижениями. За время существования организации он добился выплат компенсаций игрокам на общую сумму около 400 млн. евро. Каждый член испанского профсоюза находится под непрестанной защитой юристов и может быть уверен, что в случае конфликта его права есть кому отстоять. Деятельность АФИ отлично иллюстрирует случай, когда профсоюз боролся за компенсацию для ряда футболистов в течение 16 лет и в итоге победил. Игроки, многие из которых к тому времени уже давно завершили карьеру, получили свои деньги сполна. В Испании профсоюз является реальной силой – организации ничего не стоит заявить о нежелании футболистов играть 2 января и добиваться правды через суд. В деятельности АФИ принимают активное участие ярчайшие представители испанского футбола – например, легенда мадридского «Реала» Рауль.
Российские профсоюзные деятели примеру европейских коллег следовать, увы, не спешат. Никаких цифр, которые могли бы проиллюстрировать деятельность ПСФТ, нет, и думается, что не будет. Случаи упоминания организации в СМИ можно пересчитать по пальцам, ни о каких российских раулях речи тоже не идет – звезды отечественного футбола, представленные боссами ПСФТ как члены совета организации, говоря об этой странной аббревиатуре, попросту разводят руками. Создается впечатление, что российское профсоюзное движение сознательно отворачивается от опыта своих коллег из Старого Света. Закончиться это может весьма печально, и за примерами далеко ходить не надо: футбольный профсоюз соседней Украины прогремел на весь мир, когда его главу Олега Печерного арестовали по подозрению в хищении в особо крупных размерах…
Словом, если мы не хотим скатиться до уровня профсоюза братьев-славян, нужно срочно что-то менять в профсоюзном хозяйстве. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: недавно регистрацию в Минюсте прошел Общероссийский профессиональный союз футболистов, который возглавил все тот же Вагиз Хидиятуллин. Появилась информации о создании еще одной государственной профсоюзной организации, во главе которой должен встать экс-наставник ЦСКА, «Торпедо» и «Крыльев Советов» Александр Тарханов. Как заявляет Вагиз Хидиятуллин, в самое ближайшее время он будет обращаться к международным профсоюзным лидерам – в организацию ФИФПро – с тем, чтобы открыть европейцам глаза, какого рода представителей эта авторитетная структура имеет в России. Ведь помимо непосредственно взносов футболистов (в четыре раза выше испанских) ПСФТ ежегодно получает миллионы долларов от ФИФПро «на развитие профсоюзного движения в России». На что расходуются эти колоссальные средства, сказать нельзя в силу полной непрозрачности организации Николая Грамматикова.
Между тем основной задачей ФИФПро является именно развитие футбольных профсоюзов во всем мире и поддержка уже существующих организаций. Международный профсоюз зарабатывает неплохие деньги, продавая разработчикам спортивных компьютерных игр названия клубов и образы футболистов. Часть заработанных средств идет прямиком в национальные профсоюза, которые в свою очередь передают ФИФПро права на использование образов игроков, выступающих в их чемпионатах. Эта коммерческая деятельность позволяет иностранным профсоюзам лучше выполнять свои прямые обязанности по защите игроков и поддерживать аналогичные трудовые объединения из менее благополучных стран. Вот только понять, какую именно профсоюзную миссию исполняет один из членов ФИФПро – ПСФТ, – невозможно: никаких данных профсоюз не предоставляет, к тому же за шесть лет своего существования организация Николая Грамматикова не выиграла ни одного по-настоящему резонансного дела. Особняком стоит разве что недавний случай с сербом Николой Никезичем, которого якобы избили представители краснодарской «Кубани», требовавшие разорвать контракт с клубом и которого поддержал ПСФТ. Но и там в отношении действий Николая Грамматикова в СМИ звучали весьма подозрительные эпитеты: «шантаж клуба», «вымогательство денег»…
Профсоюзный деятель с негодованием отверг все обвинения, списав все на очередной заговор недоброжелателей. О степени виновности Грамматикова в юридической или человеческой плоскости судить не нам. Мы можем взглянуть на деятельность ПСФТ лишь с профессиональной точки зрения. Как должен поступить футболист, решивший стать членом профсоюза? В наш век высоких технологий для этого достаточно зайти на сайт интересующей тебя организации, получить нужную информацию и правильно ею воспользоваться. В случае с ПСФТ кандидат на вступление в профсоюз начинает спотыкаться уже на подступах к заветным контактам. Единственный (причем мобильный) номер телефона, который можно отыскать на ресурсе, теряется среди горделивого логотипа ФИФПро и целого ряда выгодных предложений по страхованию, здравоохранению и даже образованию. В каждом из объявлений профсоюз предлагает обезопасить футболистов от травм и проблем с трудоустройством. Обезопасить ПСФТ, разумеется, готов лишь членов профсоюза. А стать им, согласно размещенной здесь же информации, может даже ребенок, заполнивший лаконичное заявление: «Прошу принять меня в члены Межрегиональной общественной организации «Профессиональный союз футболистов и тренеров». Число, подпись, и все – вы в профсоюзе. Только не забудьте своевременно оплатить членские взносы, размер которых на сайте также отсутствует. Ни реквизитов, ни юридического и фактического адреса, ни какой-либо документации на сайте ПСФТ вы не найдете – можете даже не пытаться. Создается впечатление, что организация в течение шести лет существует в неком виртуальном пространстве, в нее входят виртуальные члены, которым через виртуальных юристов помогает вполне реальный Николай Грамматиков при помощи более чем осязаемых миллионов ФИФПро. Очевидно, что привычка к скрытности осталась у босса ПСФТ с первого дня существования организации, которая появилась, по словам все того же Грамматикова, при непосредственном участии Андрея Аршавина, Александра Рязанцева, Романа Павлюченко, Игоря Семшова и Сергея Семака. К сожалению, тоже виртуальных...
Возникает резонный вопрос: как команда «профессионалов» во главе с малоизвестным адвокатом Грамматиковым, до середины 2000-х вообще имевшим весьма опосредованное отношение к профессиональному футболу, могла прийти к руководству главным футбольным профсоюзом страны. Кому и как удалось ввести в заблуждение международных чиновников, что именно имеет в виду Вагиз Хидиятуллин, говоря о «краже его профсоюза»? По свидетельствам очевидцев, захват ПСФТ и впрямь шел по всем канонам рейдерского искусства. Итак, на дворе 2005 год: именно тогда компанию Профессиональному союзу футболистов и тренеров (ПСФТ) под руководством легендарного игрока сборной СССР Вагиза Хидиятуллина составила межрегиональная общественная организация «Профессиональный союз футболистов, тренеров и футбольных агентов» (МОО ПСФТиА), созданная Николаем Грамматиковым и экс-защитником «Торпедо» Владимиром Леонченко. Будущие профсоюзные вожаки познакомились в бытность Грамматикова агентом: видимо, именно этот период в его жизни и послужил поводом для включения в перечень членов профсоюза агентов. Решение выглядело по меньшей мере странным: футболисты и тренеры, с одной стороны, и агенты – с другой, зачастую преследуют совершенно противоположные цели. Впрочем, отстаивание интересов «трудящих футбольных масс» никогда не было главной задачей детища Грамматикова и Леонченко.
К моменту появления конкурента профсоюз Хидиятуллина существовал уже восемь лет. Особых успехов в нелегком деле защиты прав игроков он, правда, не снискал: действовал исключительно в правовом поле, дискутируя с лигой и Российским футбольным союзом, и даже почти успел получить членство в ФИФПро. Словом «почти» в этой ситуации ПСФТ всецело обязан деятельности профсоюза Грамматикова и Леонченко. Организация с труднопроизносимым названием МОО ПСФТиА появилась на пустом месте, но сразу развила такую кипучую бюрократическую активность на международной арене, что быстренько отодвинула «старшего брата» в сторонку. При этом с самого начала было совершенно непонятно, кто из футболистов вообще организовал «клона» – сведений об учредительной конференции ПСФТиА попросту нет.
Несмотря на то что будущий генсек заявил, что учредителями профсоюза стали Андрей Аршавин, Сергей Семак, Вадим Евсеев, Роман Павлюченко, Игорь Семшов, Александр Рязанцев, никто из них своей причастности к новому профсоюзному образованию так и не подтвердил. Должность генерального секретаря, разумеется, досталась Грамматикову – кто и как распределял посты в ПСФТиА, тоже осталось тайной. При этом новоиспеченные профсоюзные деятели очень быстро купировали название организации: в декабре все того же 2005 года на внеочередной конференции (входил ли туда кто-то из известных футболистов, тоже загадка) было принято решение переименовать ПСФТиА в… ПСФТ. Вагиз Хидиятуллин и глазом моргнуть не успел.
Таким образом, в конце 2005 года в России появились два абсолютно одинаковых (по названию) профсоюза. Сам факт существования двух организаций, радеющих за права футболистов, нареканий не вызывает – в одной стране их может быть сколько угодно. Но на международном уровне государство может представлять лишь один профсоюз. И этим профсоюзом в 2007 году триумфально стал ПСФТ, только не хидиятуллинский, а грамматиковский, при загадочных обстоятельствах получивший признание ФИФПро: скорее всего, тамошние чиновники просто не разобрались в одинаковых аббревиатурах – благо, что одна из них существовала к тому времени уже 10 лет и была у всех на слуху. Схема, конечно, не самая замысловатая, но именно она дала возможность Николаю Грамматикову прорваться к заветной «многомиллионной поддержке» ФИФПро. К тем самым миллионам долларов, которые могли быть потрачены на защиту игроков и ветеранов футбола, если бы не осели на счетах неких оборотистых юристов…
ОЛЕГ ГОРДЕЕВ, «Новые Известия»