Вы от Платона
Сергей Грачёв, «АиФ»: Принято считать, что русские и поляки недолюбливают друг друга, причём уже очень и очень давно. Насколько верны и справедливы эти представления и стереотипы в настоящее время?
- Это именно стереотипы, пустые слова. Если разобраться, все люди на земле и любят, и не любят друг друга одновременно. Это нормально. Россию и русских любят во многих уголках земного шара. Этому есть много доказательств. Присмотритесь: вас и вашу страну, культуру любят и во Франции, и в Великобритании, и в Италии, и в Польше в том числе. Много где любят! Просто люди часто этого не замечают, большая политика, стереотипы дезориентируют их. Кроме того, у русских, как и у американцев, есть какой-то комплекс, который заставляет их поверить в то, что весь мир их не любит. У поляков этот комплекс тоже, кстати, есть. В этом мы похожи. Ещё у нас немного языки похожи. Но на этом всё сходство заканчивается. Во всём остальном мы разные, и именно этим интересны друг другу. Поляки вышли из латинской традиции, а русские - из византийской. Вы от Платона, а мы от Аристотеля. У нас разные менталитет и реакции на окружающий мир. Из-за этого, может быть, и складывается впечатление, что русские и поляки недолюбливают друг друга. А это полная глупость! Мы вас чуточку боимся. Это правда. Но страх и нелюбовь - это разные вещи. Весь мир сейчас насторожённо относится к России. Россия огромная и довольно непредсказуемая держава.
- И всё-таки, межнациональная неприязнь - в природе человека?
- Тут многое зависит от исторических, политических обстоятельств. Человек так устроен, что его настроение, приязнь или неприязнь к кому или чему-либо может зависеть банально от времени суток, от погоды, от того, что он съел, в конце концов. (Смеётся.) Посмотрите на французов с немцами. На протяжении многих веков они вели между собой постоянные войны. И в то же время немцы просто обожают французскую культуру, а среди французов огромное число тех, кто преклоняется перед культурой немецкой.
- Вы сказали, что Россию сегодня в мире боятся. А почему? Почему нас пытаются выставить агрессорами, в то время как никаких неопровержимых доказательств этой агрессии нет?
- Думаю, тут имеют место два фактора. Первый - исторический, уходящий корнями в XIX век, когда Россия постоянно расширялась. А второй фактор заключается в том, что, несмотря на родственность Европе по своей природе, Россия постоянно противопоставляет себя всему остальному миру. От всего этого порой создаётся впечатление, что ваша страна таит в себе что-то непредсказуемое. А непредсказуемость всегда пугает.
- А как вы к Путину относитесь?
- К людям, стоящим у верховной власти, я всегда отношусь по меньшей мере с вежливостью. Они делают непростую работу, которую лично я выполнять не готов. (Смеётся.) Насколько Путин выдающийся и успешный политик - рассудит история.
- В одном из интервью вы сказали, что вам ближе восточная модель общества, где во главе угла стоят не материальные, а духовные ценности...
- Нет-нет, я говорил как раз о том, что в восточном обществе преобладает материализм. Это касается и России, и многих других стран. Это произошло точно не в один миг, не сейчас. Я читаю, например, Достоевского и вижу в его произведениях чёткий след материализма, от которого сам Фёдор Михайлович страдает. Надо признать, что потребление, погоня за материальным сейчас вышли на первый план именно на Востоке. Духовного пространства практически не осталось. Но тут нельзя винить самих людей, ставить на них клеймо алчности. Общество, которое развивается, стремительно богатеет, неизбежно попадает в капкан примитивного материализма. В Польше эта проблема тоже существует, но не в тех масштабах, которые я вижу в России.
- А как же многочисленные разговоры о духовности?
- Говорят об этом много, но вы оглянитесь и посмотрите - кто живёт по духовным принципам. Я не говорю сейчас обо всех. Конечно, есть немало тех, кто составляет исключение из этого правила. Но в целом получается, что большинство людей говорят одно, а живут и действуют по-другому.
Быть свободными
- По вашим наблюдениям, насколько россияне стали сегодня более свободны внутренне?
- Я боюсь анализировать такие вещи. Это всё-таки удел социологов. Но, конечно, я вижу в россиянах ещё очень много раболепия. Вижу огромную готовность подчиняться, преклоняться перед властью. Меня это несколько удивляет, поскольку я думал, что рабская психология будет уходить гораздо быстрее. Но, с другой стороны, люди стали свободными хотя бы в плане личной жизни. Государство больше не вмешивается в эту сферу. Никто никому не указывает, какие книжки читать, какую музыку слушать, как одеваться. В советское время и этих свобод не было.
- Как же выдавить из себя раба? Возможно ли это, учитывая, что раболепие воспитывалось в русском человеке веками?
- Всё возможно. Раб сидит во всех нас, не только в русских. И с этим внутренним рабом нужно бороться ежедневно. Каждое утро говорить себе перед зеркалом: «Я свободный человек!» Это воспитание характера, о котором сегодня почти никто не говорит. Обратите внимание на рекламу. Бесконечные ролики твердят нам: «Позволь себе больше! Ты достоин лучшего!» Пожалуй, единственная сфера, где люди понимают, что отказ от чего-либо есть начало успеха, - это спорт. И кстати, заметьте, насколько в мире увеличилось число полных людей. Отчего это? Да оттого, что современный человек не умеет сказать себе слово «нет»!
- Вы прекрасно говорите по-русски, довольно часто бываете в России. Что вас привлекает в нашей стране?
- Многое. Например, мне очень интересна русская интеллигенция. Меня увлекают разговоры, которые ведут русские. Подкупает ваше умение абсолютно бескорыстно интересоваться миром. Это же просто великолепно! В России прежде всего живут интересные люди. И то, что среди них есть те, кто живёт вразрез с материализмом, мне тоже очень нравится.
- Не первый год вы активно поддерживаете фестиваль «В кругу семьи». Зачем он вам нужен?
- Это я ему немного нужен (Смеётся.) Этот фестиваль нацелен на пропаганду семейных ценностей, а я уверен, что семья - одна из главных общечеловеческих ценностей. Семья - тот социальный институт, который помогает и позволяет двигаться человечеству вперёд. Вырождение семьи может означать конец развития человеческой цивилизации. Я этого очень боюсь.