Волонтёр Антон Рубин — лучший друг многих детей-сирот, попавших в трудные жизненные ситуации. Свой телефон он не отключает никогда, ведь в любое время ему могут позвонить и попросить найти сбежавшего из детдома ребёнка.
Синдром бродяжничества
Антон Рубин занимается помощью детдомовцам уже много лет, вместе с другими волонтёрами он создал организацию «Домик детства» для реабилитации детей-сирот. Рубин проводит очередную встречу с детдомовцами в форме развлекательной викторины — с вопросами и конкурсами. Среди участников — шестнадцатилетний Роман. В середине декабря подросток сбежал из детдома, несколько недель его искали по всему городу. Нашел парня Антон Рубин.
«К сожалению, побеги из детских домов не являются редкостью. Кто-то из детей бежит к матери и отцу, которых уже лишили родительских прав, — говорит волонтёр. — Некоторые убегают к друзьям из других детских учреждений. Многие дети страдают синдромом бродяжничества».
После побега Роман две недели жил на лестничной клетке многоквартирного дома, там его и обнаружили. В жизни мальчика настоящего детства, по сути, не было. Родители выпивали, избивали его. После того как отчим убил мать Ромы, подростка с одним из четырёх братьев отправили в детский дом.
Рома объясняет, что сбежал из детского учреждения, потому что хотел увидеть друзей из приюта, в котором пробыл долгое время. Соскучился.
Подросток признаётся, что это не первый его побег. Он уже сбегал из интерната. Тогда мальчик ходил по домам и просил «калым». «Кому яму выкопать нужно было, кому что-то перенести, — рассказывает Рома. — Так и зарабатывал на жизнь».
Волонтёры отыскали подростка и уговорили его вернуться в детский дом. Сейчас Роман считает Антона Рубина и его команду друзьями. «Я убегал из детского дома к своим близким друзьям. Возвращался всегда с Антоном, ему тоже доверяю, он мой друг», — говорит Рома.
Перебрасывать наркотики или воровать в магазинах
Антон просит у воспитателя разрешения сходить с детьми на снежную горку, которая находится напротив приюта. Он зовёт воспитанников одеваться, а сам ждёт всех внизу. Рубин просит Рому помочь отнести музыкальное оборудование в машину, пока дети будут собираться. Мальчик уносит звуковую колонку.
Антон говорит, что после Ромки новых случаев побега из детдомов не было. Однако волонтёр никогда не отключает телефон, потому что звонок из детдома может поступить в любое время дня и ночи.
«Работа по поиску детей начинается с получения информации о пропаже из детских учреждений. Воспитатели звонят и просят помочь. Главная задача при поиске детей — это убедиться, что с ребёнком всё в порядке. После этого я разговариваю и убеждаю, что необходимо вернуться в детский дом. Никогда и никого силком мы не затаскиваем в машину», — говорит Антон Рубин.
Волонтёр говорит, что у него за пять лет поисков детей появилась карта популярных мест пребывания сбегающих детей. В основном это торговые центры, жилые дома без домофонных замков и квартиры друзей их родителей.
Бегут из-за любви
«Первая причина, по которой бегут дети, это любовь к родителям. Даже если родители вели аморальный образ жизни и били детей, это не останавливает подростков. Кто-то бежит на заработки. К примеру, к детскому дому приезжает такси, ребёнок отпрашивается у воспитателей, и его везут к тюремным учреждениям. Перебросив свёрток с наркотиками куда нужно, ребёнок получает деньги и идёт отмечать», — объясняет Антон.
Конечно, к системе социальных учреждений в России есть вопросы и у волонтёров. Например, что нужно изменить, чтобы дети не убегали? Не связывались с криминальными элементами? Учились ответственности за свои поступки? В воспитании сирот, особенно социальных — имеющих неблагополучных родителей, произошёл какой-то системный сбой. Изменить государственную систему волонтёры не могут — зато могут попытаться по-своему помочь детдомовцам найти моральные ориентиры, научить выстраивать отношения с окружающими — ведь для многих эта задача как раз самая сложная.
Антон старается стать другом для каждого детдомовца — ведь зачастую синдром бродяжничества пробуждает к жизни как раз отсутствие хороших друзей.
После встречи волонтёры долго беседуют с социальными сиротами про жизнь, дела, обсуждают последние новости. Проводить Антона и его коллег выходят и воспитатели — телефон волонтёров у них всегда под рукой. Почти экстренная служба.