В наше время редко кто может похвастаться свободой от фобий: одни боятся темноты, другие — высоты, третьи — публичных выступлений. Страх перед полетом на самолёте — один из самых распространённых.
Григорий Матасов, 28-летний маркетолог из Нижнего Новгорода, не стал мириться с аэрофобией и, следуя поговорке «клин клином вышибают», придумал необычный способ избавления от проблемы. Он начал досканально изучать всё, что связано с авиаперелётами и крушениями, составлять собственные аналитические сводки по авиакомпаниям и рисовать сравнительную инфографику катастроф по различным видам транспорта. И, конечно же, больше летать. За последние десять лет Григорию удалось побывать в 25 странах мира. И из каждого авиарейса он привозил с собой новую инструкцию безопасности, которую можно найти в кармашках кресел любого пассажирского самолета. Несмотря на то, что Григорий много путешествует сам, он признаётся, что без помощи друзей не смог бы собрать такую большую коллекцию, в которой сейчас более 500 инструкций из 60 стран.
Ген «плюшкинизма»
Григорий считает, что своей необычной коллекцией он обязан собственному«плюшкинизму». Так коллекционер с юмором называет своё пристрастие нести в дом всё, что вызывает его интерес: счастливые билеты, пивные этикетки, пробки, стаканы и даже таблички из отелей со словами «Не беспокоить». Матасов шутит, что в каждом коллекционере есть «ген плюшкинизма», который заставляет «копить, собирать, доставать, обменивать всё, что доставляет радость». А поскольку он много летал, то рано или поздно должен был начать собирать инструкции безопасности.
«Путешествовать мне приходится много, — рассказывает коллекционер. — Во время перелёта особенно заняться нечем. Чтобы отвлечься от собственных страхов, однажды начал читать инструкцию, в которой в словах и картинках рассказывают, как надо действовать, если случилась беда во время полёта».
Эта первая инструкция с борта ИЛ-76 положила начало коллекции Матасова.
Ляпы и «плюшевые» правила
Чтобы систематизировать информацию о своей коллекции, Матасов составил ироничную презентацию, которую нередко демонстрирует по просьбе интересующихся.
«Мне часто задают вопрос: «А разве можно уносить инструкции с борта самолета?», — улыбается Григорий. — Но ведь пассажирам не запрещают это делать категорически, а лишь просят. К тому же, как учит опыт, вежливая просьба к стюардессе, сопровождаемая улыбкой, делает чудеса: она не только разрешит унести инструкцию, но еще и предложит совсем новую — чистую, гладкую и красивую».
Григорий считает инструкции безопасности авиаперелётов совершенно бесполезными: те, кто часто летают, и так знают все правила, а новички ленятся читать все многочисленные подписи и чаще всего только рассматривают картинки. А иллюстрации на инструкциях бывают причудливые и малопонятные. Например, проведённые исследования показали, что пассажиры часто путают то, как надо делать с тем, как не надо. Проще говоря, невнятные инструкции просто сбивают людей с толку.
«В инструкциях обычно показаны нештатные ситуации, которые я бы назвал «плюшевыми», — говорит Григорий Матасов. — В них всё просто, легко, как в голливудском кино. Помните самолётного дебошира, который пытался заставить экипаж посадить самолёт на воду? Не иначе вот таких гламурных инструкций начитался».
С особенным удовольствием Григорий находит в инструкциях плагиат и ляпы. Оказывается, некоторые авиакомпании воруют друг у друга дизайн, смешивают стили и выдают полученный винегрет за собственное творение. Часто этим грешат азиатские воздушные перевозчики.
«Им кажется, что они удачно все скомпилировали, — смеется Григорий. — А я смотрю на разные инструкции и вижу: это у британцев украдено, а вот это у немцев позаимствовали».
Но «чудеса» бывают не только типографские. Например, в инструкции одной румынской авикомпании дан прямо-таки вредный совет: в случае разгерметизации кабины мамы должны надеть кислородную маску сначала на ребёнка, а потом на себя. Понятно, что таким образом оба подвергнутся неоправданному риску, о чём советчики, очевидно, не подумали.
Григорий заметил, что на инструкциях безопасности некоторых российских авиакомпаний повторяется одна и та же ошибка: в серии картинок, где последовательно показано, как нужно надевать спасательный жилет, девушка, выполняющая действия, в конце вдруг превращается в мужчину! По подсчётам коллекционера, эта трансгендерная метаморфоза изображена на каждой третьей инструкции безопасности.
«Возможно, дизайнеры хотели показать, что от девушки потребовалось совершить акт мужества?» — смеётся коллекционер.
[right_news: 1082625 {title: Новость по теме}]
Любовью к бездумному копированию Матасов объясняет и «загадку 10-го ряда». Один из отечественных перевозчиков, переведя весь текст инструкции на английский язык, одну фразу — «только 10-й ряд» — написал по-немецки NurReihe 10. Григорий долго не понимал, для чего это было сделано, пока немецкий коллекционер ни пояснил ему, что это скопировано с немецкой инструкции.
Инструкции как люди
В коллекции Матасова инструкции самых разных размеров, богато или бедно иллюстрированных, на матовой или глянцевой бумаге, многословных и лаконичных. Григорий находит в некоторых инструкциях аллюзии к известным произведениям искусства. Глядя на изображение самолетного туалета, где унитаз напоминает «стекающие» часы Сальвадора Дали, или на явную аллюзию к идеальному человеку Леонардо да Винчи, понимаешь, откуда черпали вдохновение дизайнеры.
«А ещё инструкции очень похожи на людей страны, в которой они были созданы, — объясняет Григорий. — Это только на первый взгляд кажется, что все инструкции одинаковы, скучны и однообразны. На самом деле их дизайн отражает менталитет своих создателей».
Например, испанские дизайнеры с их тягой к многоцветью и разным кеглям отражают живость и жизнерадостность этого народа. Всем известен весёлый нрав бразильцев и их приверженность к пышным карнавалам. Их инструкция безопасности получилась такой же щедро раскрашенной, говорливой и многостраничной «раскладушкой».
Красивые и лаконичные швейцарские инструкции (любимые в коллекции Григория) похожи на швейцарские часы: в них всё точно, чётко, нет ничего лишнего, простота сочетается с изысканностью.
Приверженцы здорового образа жизни — немцы — в своих инструкциях предлагают способ расслабиться и уснуть, описывая это с такой свойственной им педантичностью, что эффект достигается уже по прочтении половины совета.
Американцы — известные приверженцы правил и циркуляров, могут издавать бесконечные версии одной и той же инструкции, если в новом варианте добавляется одна дополнительная линия или кружок. При этом они любят в качестве иллюстраций использовать фотографии реальных людей. Как не вспомнить о знаменитой «американской исключительности»?
Персонажи российских инструкций, напротив, близки к абстрактным формам и напоминают пиктограммы. Словно говоря пассажирам: «Всё равно вы нас толком не читаете, так стоит ли тщательно вырисовывать ненужные детали?».
Японские инструкции похожи на своих создателей: немногословны и сдержанны, а персонажи на картинках напоминают мультипликационных героев.
Молитва по инструкции
Матасов может часами рассказывать о своей коллекции, особенно о тех экземплярах, которые смогли его удивить. Особенно поразила Григория инструкция индонезийской авиалинии, снабжённая... молитвами на шести языках.
«Если учесть, что индонезийских пилотов часто ловят за употребление наркотиков, — смеется Григорий, — то понятно, что без молитв тут не обойтись. С другой стороны, может, молитвы и работают: как-то местный борт потерпел крушение, но, представьте себе, все пассажиры выжили». И в этом видна вся парадоксальность индонезийского менталитета, в котором набожность может легко сосуществовать с удивительной беспечностью.
«Надо быть совершенно отчаянным парнем, чтобы баловаться наркотиками в Индонезии, — говорит Матасов, — ведь в этой стране за такой проступок полагается смертная казнь!».
Коллекционер отметил, что представителям разных конфессий инструкции предлагают молиться в соответствии с их представлениями.
«Мусульманам предлагается весь полёт читать молитвы Аллаху, — говорит Григорий. — Протестанты могут попросить Бога о помощи. Католики сначала должны попросить Бога благословить их самих и близких, потом хорошую погоду, чтобы он направил своих ангелов на помощь экипажу самолёта. Самые скромные — буддисты: им предлагается помолиться о том, чтобы все живые существа были счастливы».
Кофе — в обмен на инструкцию
«Все мои знакомые уже привыкли привозить из полёта новую инструкцию, — улыбается Матасов. — Знают, что «Плюшкин» с нетерпением ждёт новинок».
Матасов обожает рассказать о своей коллекции. Сначала он делал это в кругу приятелей и знакомых, но скоро его коллекцией стали интересоваться другие.
«Иногда ко мне обращаются совершенно незнакомые люди, — рассказывает Григорий. — Они узнают о моём увлечении через интернет и присылают свои воздушные трофеи. С некоторыми мы обмениваемся инструкциями».
Недавно один из приятелей Григория открыл кафе и решил помочь другу с пополнением коллекции необычным способом: каждый в обмен на инструкцию безопасности может получить чашку горячего кофе.
Сам Григорий не считает свою коллекцию выдающейся.
«Я переписываюсь с собирателями из двадцати стран, — говорит Матасов, — и у некоторых из них коллекции гораздо больше моей! Достаточно сказать, что есть коллекция, в которой аж тринадцать тысяч инструкции! Но я и не собираюсь ставить мировые рекорды: я просто занимаюсь тем, что приносит мне радость».