Многие обстоятельства событий тех лет давно поросли быльём и мало кому интересны. Естественно, не все ответы Бориса Николаевича можно признать образцами искренности. Но зато - из первых уст, поэтому интервью часто цитировали другие СМИ. Приводим наиболее показательные отрывки с комментариями.
«После бани выпью пива»
- Борис Николаевич, люди чаще всего вас видят по телевизору. В основном вы держитесь молодцом, но иногда… Как ваше здоровье?
Борис Ельцин: - Здесь у меня две проблемы: усталость и сон... Я занимаюсь спортом, правда, сейчас уже реже. Но когда удаётся поспать лишь 3-4 часа, то это, естественно, выводит из колеи, и к вечеру сильно устаю. Куда деваться: весь день до позднего вечера расписан по минутам. Всё время в работе. К тому же бодрись не бодрись, а мне всё-таки 62 года.
И уж так судьба сложилась - я всё время в борьбе, многие годы. Без борьбы не получается. Посади на Съезд нормального здорового человека с крепкой нервной системой и вывали на него в течение дня столько критики, сколько на меня, такой, чтобы и за личное ещё больно задевала, - он, думаю, не выдержал бы.
- Любимая тема для оппозиции: что и сколько вы пьёте?
- Мой рабочий день расписан буквально по минутам, включая субботу и половину воскресенья. Дома меня почти не видят: приезжаю, ложусь спать. В воскресенье вечером собираемся всей семьёй - 9 человек. Вот тут иногда позволяю себе одну, может быть, две рюмки коньяка. Или, допустим, после бани выпью с удовольствием пива...
- Нас часто спрашивают, пользуетесь ли вы услугами астрологов, экстрасенсов и т. д. Правда ли, что они обосновались в Кремле?
- Никто из таких людей здесь не работает. Мне никто никогда не гадает. Помню, года полтора тому назад меня попросила принять Джуна. Поговорили пять минут, разошлись...
- Как в принципе вы относитесь к женщинам (в тот год по России ходили слухи, что у Бориса Николаевича появилась пассия. - Ред.)?
- Мне в семье в отношении женщин очень повезло. Мама, жена, две дочери, две внучки. Все они родные души. И для них моя работа - святое. Узнал, что моя внучка, десятилетняя Маша, когда умерла моя мама, просила всех «поддержать дедулю». Это о доме. А что касается остальных женщин, то многие из них настолько увлеклись политикой... Между прочим, именно женщин большинство на всех митингах.
Покаяние без покаяния
Сегодня можно до посинения спорить про «лихие 90-е». Но именно в те годы в стране было разделение властей - кривое и косое, но реальное!
Михаил Полторанин, в 1990-1992 гг. - министр печати и информации РФ:
- Интервью Ельцина «Аргументам и фактам» совпало с разгаром серьёзного политического кризиса. Тогда разбрелись по разным лагерям и СМИ. В отличие от многих «АиФ» оценивал деятельность ветвей власти от лица простого народа. И имел на это полное право: многие ведущие журналисты издания были избраны народными депутатами, в том числе и тогдашний главный редактор «АиФ» Владислав Старков.
Напомню контекст: в 1991 г. Ельцин на Съезде предложил программу реформ и попросил на год дополнительные полномочия. Съезд согласился. В распоряжении Ельцина было всё: финансы, властные рычаги, терпение народа, наконец... И как он распорядился этим кредитом доверия? Не в интересах простых людей. Цены на основные товары народного потребления к концу 1992 г. выросли в 50 раз. Ценнейшие предприятия стали продаваться за копейки. Общенародную собственность перераспределили в пользу кучки нуворишей...
В общем, вопросов у граждан к президенту к апрелю 1993 г. накопилось немало. «АиФ» и задал их в самом начале разговора, в лоб: «А вот вы сами в чём могли бы покаяться за то время, которое прошло после старта реформ?»
Ответ, уверен, читателей обескуражил. Ельцин повинился только в том, что... взял в соратники не того человека. Имелся в виду вице-президент А. Руцкой, который в то время грозил президенту «11 чемоданами с компроматом».
Вопросы о противостоянии со Съездом Ельцину «АиФ» тоже задал. И получил вполне пророческий ответ. Только тогда этого, увы, никто не понял. Ельцин завёлся и осудил себя за то, что был... слишком добр с депутатами:
«Меня сейчас единомышленники обвиняют в том, что я слишком часто иду на компромисс, особенно на последнем, IX Съезде. Не надо было бы...» «Ошибку» Ельцин исправил в октябре того же года, расстреляв парламент...
Очень важным отличием той ситуации было положение СМИ. В 1993 г. и исполнительная, и законодательная ветви власти были полностью открыты для прессы. Соперничая друг с другом, в союзники и Кремль, и Съезд звали газеты и телеканалы. Либеральные СМИ следили за парламентом, прокоммунистические - за Ельциным. В итоге общество знало подноготную тех и других. Система находилась в равновесии.
Всё изменилось после расстрела парламента. Когда Кремль подмял под себя Съезд, все те, кто раньше побаивался воровать открыто (это касается и членов «семьи», и покойного Бориса Березовского), как-то очень быстро потеряли стыд и совесть. Так что корни нынешней коррупции - там, в 1993-м.
Между прочим, столь популярное ныне слово «коррупция» в интервью Бориса Николаевича «АиФ» не встречается ни разу...