Примерное время чтения: 7 минут
18631

Пражская зима. Как чехи относятся к грядущему 70-летию Победы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Настало время духовной пищи 25/02/2015 Сюжет 70 лет Великой Победе
Жители Праги восторженно приветствуют советских танкистов.
Жители Праги восторженно приветствуют советских танкистов. / Леонид Доренский / РИА Новости

- Когда освободили Прагу? Вообще День Победы у нас празднуется 8 мая. Я точно не знаю, что там произошло. Кажется, американцы хотели помочь чехам, поднявшим восстание против СС. Но им помешали русские. Во всяком случае, нас так учили. 

«Целовали русским руки»

18-летний студент Вацлав не знает русского, стоя на Староместской площади в Праге, парень беседует со мной на анг­лийском. Он бы и рад ответить на вопрос, но не уверен в правильном ответе. За 25 лет в Чехии слишком многое поменялось во взглядах на окончание Второй мировой войны - и не в лучшую для нас сторону. Хотя советские войска вошли в Прагу утром 9 мая 1945 г., День освобождения здесь празднуется 8 мая - с мотивировкой: «Раз вся Западная Европа отмечает восьмого числа, мы будем тоже». Да и сам факт освобождения пресса и политики Чехии ставили под сомнение.

- С 1990 г. из статей чешских газет и заявлений историков мы узнали много «нового», - рассказывает экс-сотрудница ТВ Чехословакии Татьяна Дитрихова. - Особенно по поводу вспыхнувшего 5 мая 1945-го восстания в Праге. Например, сообщалось, что русские не дали армии США спасти пражан. Хотя американцы сами игнорировали призывы о помощи, не желая ввязываться в тяжёлые бои. Другие «специалисты» утверждали - власовцы помогли пов­станцам лучше советских солдат. Да, надеясь на амнистию, русские части вермахта примкнули к восстанию, но уже через два дня бросили пражан на произвол судьбы, сбежав к американцам. Печатались и такие мнения: мол, 9 мая русские вошли в пустой город, чехи самостоятельно освободили столицу с оружием в руках. Это бред. Пражское радио умоляло маршала Конева: «На Прагу двинули дивизии СС, нас бомбят с воздуха, давят танками, кончаются патроны». 8 мая нацистский комендант Праги генерал Рудольф Туссен принял капитуляцию партизан - немцы раздавили восстание. Когда на следующее утро Красная армия пришла в Прагу, многие чехи плакали от счастья на улицах и целовали советским солдатам руки.

Радость жителей Праги
Радость жителей Праги. Фото: РИА Новости

Как выкорчевали память

Первым в Прагу ворвался танк 25-летнего лейтенанта Ивана Гончаренко. Завязался бой. На Манесовом мосту эсэсовцы подбили тридцатьчетвёрку фаустпатроном, и Гончаренко погиб, став первым совет­ским воином, павшим за освобождение столицы Чехословакии. 29 июля 1945 г. на площади Штефаника был открыт памятник Гончаренко: танк «ИС-2», водружённый на постамент. Он долго являлся символом освобождения Праги, но теперь танка там больше нет - придя на Штефаника (сейчас она называется площадь Кинских), на месте монумента я вижу топорно сделанный фонтан. 28 апреля 1991 г. художник-авангардист Давид Черный издевательски перекрасил танк в розовый цвет. И началось… Боевую машину лишили статуса «памятника культуры», демонтировали и разрушили постамент - уничтожили даже клумбу в форме пятиконечной звезды. Когда я спрашиваю пражан о танке, им становится неудобно. «Мы тут ни при чём, - вздыхает пожилой прохожий на площади Кинских. - Нас вообще не спрашивали, и мне стыдно за истерию в отношении русских. Почему в Берлине и Вене памятники никому не мешают? Новые власти объяснили свои действия так: типа сейчас этот танк лишь олицетворяет советскую интервенцию во время Пражской весны.

Конечно, решение Брежнева подавить в 1968 г. выступление чешского народа - это «чёрная страница» в истории СССР: тогда погибло 108 граждан Чехо­словакии. Однако за шесть лет нацистской оккупации были убиты 325 000 чехов,  словаков, евреев, цыган (из них 90% - мирные жители). Только в 1943 г. 350 000 человек угнали на работу в Германию. Лишь за один день американской бомбардировки Праги 14 февраля 1945 г. заживо сгорели 700 жителей города. Хочется спросить чехов, что им важнее - память об идиотском поступке Брежнева или уважение к людям, которые ценой своей жизни спасли миллионы других? Впрочем, с 2011 г. в чешской прессе уже ведутся дискуссии: не вернуть ли к 70-летию освобождения Праги танк на прежнее место? Увы, дальше разговоров дело не заходит. 

Площадь Штефаника в Праге.
Фото: Commons.wikimedia.org / ŠJů; АиФ / Георгий Зотов

Конец помешательства

- Для меня 70-летие освобождения Праги, конечно же, праздник, - заявила «АиФ» Мария Долежалова-Шупикова, одна из немногих уцелевших жительниц деревни Лидице, в 1942 г. стёртой с лица земли карателями СС. - Меня отдали на воспитание в немецкую семью, запрещали говорить по-чешски, я почти забыла родной язык. Если бы не пришла Советская армия, я не вернулась бы домой и не нашла бы свою мать. Конечно, между русскими и чехами существуют проблемы, имеются разногласия во взглядах. Но это вовсе не повод забывать о событиях, произошедших в Праге семьдесят лет назад. 

11 мая 1945 г. военный кор­респондент Борис Полевой передал в «Московскую правду» репортаж из Праги: «Возле перевёрнутого грузовика лежало тело девочки с прекрасным лицом, которое, казалось, даже смерть не изменила. Рядом с ней с распростёртыми на земле руками лежал на спине богатырский танкист Красной армии, которого убила лихая пуля, попавшая в лоб как раз в ту минуту, когда красноармеец, вероятно, хотел броситься на помощь девочке. Лежали здесь голова к голове, окружённые молчаливой толпой, как символ братства народа чехословацкого и советского. Братства, закреплённого кровавой печатью». Братства, пожалуй, больше нет - оно исчезло вместе с распадом как СССР, так и Чехословакии. Память же остаётся: после «короткого помешательства», как метко охарактеризовал ситуацию один из пражан, почтение к советским воинам возвращается на круги своя. Могилы наших солдат на Ольшанском кладбище Праги отреставрированы за счёт властей, к надгробиям приносят цветы. 

К 70-летию освобождения столицы Чехии запланированы торжественные мероприятия, в которых обещано отразить роль Красной армии в спасении города. Пражская зима наконец-то закончилась? Надеюсь, что так. Ах да, совсем забыл. Художник-авангардист Давид Черный, в ­1991-м поглумившийся над советским танком, не ответил на мой запрос по поводу интервью для «АиФ». Возможно, ему по­просту было нечего сказать…


«Мы не подражаем дуракам». Почему в Берлине резко настроены против оскорбления памяти советских воинов? Читайте окончание серии репортажей в следующем номере «АиФ».

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах