Примерное время чтения: 5 минут
12088

«Условные единицы». И ещё пять признаков 90-х годов

Символ 90-х Леня Голубков.
Символ 90-х Леня Голубков. РИА Новости

Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» заявила о своём намерении обратиться к Минэкономразвития РФ с просьбой узаконить ценники в «условных единицах». Впрочем, полузабытое за двадцать лет обозначение «у.е.» и без того стало встречаться на российских рынках. Значит ли это, что мы возвращаемся назад в 90-е? АиФ.ru собрал шесть знаковых примет того смутного времени.

Цены в «условных единицах»

Этот эвфемизм возник в результате гиперинфляции в начале 90-х годов. Национальная валюта обесценивалась так быстро, что рублёвые ценники приходилось менять несколько раз в неделю, а то и в день. Так как с 1993 года постановлением правительства России были запрещены расчёты в иностранной валюте, частные предприниматели придумали заменить значок доллара в ценнике обозначением «у.е.».

Хотя официально никто не объявлял, чему равна «условная единица», приято считать, что она эквивалентна доллару США по текущему обменному курсу.

От нулей рябит в глазах

Прогрессирующая инфляция привела к тому, что в 1992 году цены увеличились в среднем в 26 раз; а в 1993 году — ещё в 10 раз.

В результате цены на продукты питания достигли трёхзначных значений: килограмм сахара стоил 2850 рублей, литр подсолнечного масла — 3000 рублей, килограмм сливочного масла — 4000 рублей, и так далее.

Зарплату считали в миллионах рублей (отметим, что многим её не выплачивали месяцами) — и люди были вынуждены носить с собой огромное количество обесценившихся бумажек.
Чтобы избавиться от лишних нулей, в 1998–2002 годах была проведена денежная реформа по принципу «делим на тысячу»: 1 деноминированный рубль = 1000 «старых» рублей.

Финансовые пузыри

«Экономическая невинность» большей части населения, вкупе с отказом от государственного регулирования рынка, привели к расцвету финансового мошенничества; прежде всего — инвестиционных пирамид. В 1993 году Сергеем Мавроди была зарегистрирована компания МММ, ставшая крупнейшей афёрой такого рода в истории России: по разным оценкам, на удочку мошенника попались 10–12 миллионов человек. Другими известными пирамидами были компании «Властилина», «Хопёр-Инвест» и «Русский дом селенга». Любопытно, что признаками классической пирамиды обладали и Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Их приходилось выпускать всё больше, чтобы выплачивать проценты по ранее напечатанным, но, в конце концов, облигации перестали покупать даже при обещанной доходности в 300 %. Именно крах ГКО привёл к дефолту 1998 года.

Расцвет сектанства

Крах официальной идеологии привёл к утрате государственной монополии в мировоззренческой и духовной сферах. Однако свято место пусто не бывает, и образовавшийся вакуум немедленно заполнили различные эзотерические учения и практики. На фоне повального увлечения населения экстрасенсорикой и магией как грибы после дождя стали расти религиозные секты. Некоторые из них достигли внушительных размеров: например, в печально известной секте «Белое братство» состояли десятки тысяч человек по всему СНГ. Организация удивительным образом сочетала в себе деструктивный культ (нередки были случаи массовых самоубийств или убийств «посвящённых») с мошенничеством, связанным с отчуждением квартир и денег членов в пользу «мессии» Марии Цвигун. Другие крупные секты, действовавшие на территории бывшего СССР, — «Церковь объединения» (основана корейцем Мун Сон Меном), «Богородичный центр», Секта Ошо и даже «Аум Синрикё», известная террористической атакой в токийском метро с использованием отравляющих веществ.

Война на окраине

Начавшаяся в 1994 году война в Чечне стала одним из символов того депрессивного времени. Большинство россиян не очень-то понимало, из-за чего происходит конфликт, и не поддерживало его. В результате герои войны не становились героями в глазах общества, а люди призывного возраста всячески уклонялись от службы в армии. Именно тогда «бегство от военкомата» приобрело повальный характер, и никто не видел в этом ничего зазорного. Наоборот: человек, пошедший служить вместо того, чтобы торговать сигаретами в ларьке, считался неудачником.

Герой своего времени

Новое время всегда рождает нового героя — собирательный типаж людей, раньше других понявших, с какой стороны бутерброд намазан маслом. В 90-е годы таким персонажем стал «новый русский» — человек, отказавшийся от советского уклада жизни и «ушедший в бизнес». Причём неважно, каким именно был этот бизнес. Новый русский мог быть кооператором, челноком, ларёчником или даже владеть заводом — предпринимателей 90-х годов объединяла общая ментальность. Знаменитый малиновый клубный пиджак был призван скомпенсировать «пролетарское» происхождение; золотые цепи и перстни — продемонстрировать состоятельность; «распальцовка» и уголовный жаргон — показать близость к криминальному миру. Отметим, что героем «нулевых», пожалуй, стал чиновник; а первая половина «десятых годов» нового тысячелетия прошла под знаком «креативного класса».

Характерным атрибутом нового русского стал Mercedes-Benz S600 образца 1991 года
Характерным атрибутом «нового русского» стал Mercedes-Benz S600 образца 1991 года. Фото: wikipedia.org
Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах