Большая унификация
Президент России Владимир Путин серьёзно озабочен вопросом исторического образования подрастающего поколения. На заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства выступил с инициативой о разработке единых учебников истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований.
Президент подчеркнул, что такие учебники должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».
«Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур», – заявил Путин.
Президент считает, что к разработке унифицированного учебного пособия по истории для школьников могут быть привлечены не только специалисты Министерства образования и науки и Российской академии наук, но и двух старейших российских общественных объединений – исторического и военно-исторического обществ.
Идеи Путина поддержал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Он сообщил, что сейчас «в федеральном перечне более тысячи учебников по всем предметам, из них десятки – учебники истории». Ливанов подчеркнул, что все пособия из федерального перечня проходят экспертизу в Российской академии наук и в Академии образования.
При этом министр, поддерживая идею президента, констатировал: «Нам не нужно такого огромного количества учебников, хотя у учителя выбор должен быть».
Волосы дыбом
Нужно заметить, что к теме учебников истории Путин возвращается регулярно. Так, во время второго президентского срока, в 2007 году, во время прямой линии с гражданами России глава государства сказал: «Ещё совсем недавно мы в учебниках читали вещи, от которых волосы дыбом могли встать, особенно при трактовках, скажем, результатов Второй мировой войны и всего, что с этим связано. Но в последнее время всё-таки определённые позитивные сдвиги здесь есть».
По всей видимости, эти сдвиги оказались недостаточными. Спустя 5 лет, в феврале 2012 года, действующий премьер-министр и без пяти минут вновь президент Путин во время встречи с членами совета средней школы № 7 в Кургане подверг критике учебную литературу, по которой учатся нынешние школьники, заявив о необходимости стандартизации учебников и минимизации их стоимости. По его словам, в некоторых учебниках по истории написано такое, что у него «волосы дыбом встают».
Ныне любимая фраза российского лидера о вставших дыбом волосах в его речах об историческом образовании не фигурирует.
Интересно, что в 2009 году на ту же самую тему высказывался и нынешний премьер, а на тот момент – президент России Дмитрий Медведев.
В интервью телепрограмме «Вести недели» Медведев сказал, что школьные учебники истории должны проходить экспертную оценку в научных центрах, чтобы очевидные вещи трактовались в учебных курсах одинаковым образом. «В разных учебниках по-разному преподносятся различные исторические события. Это плохо, потому что в голове у школьников в результате этого возникла каша», – отметил Медведев.
Кем запишут Ермака?
Напомним, что в том же 2009 году указом президента РФ была создана комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Объясняя причины создания этого органа, Медведев отметил, что в последнее время появилось много трактовок, подвергающих сомнению роль советского народа во Второй мировой войне.
Не совсем понятно, как будет на практике реализовываться президентская инициатива. Различные социологические опросы показывают, что российское общество порой раскалывается пополам, когда речь идёт о знаковых фигурах и событиях её истории. А чего стоит знаменитый скандал на телепроекте «Имя России», когда лидировавшего в зрительском голосовании Иосифа Сталина искусственно «подвинули», освободив место более «идеологически правильному» ныне Александру Невскому?
Как в этих условиях выработать единый подход к школьному курсу истории?
Замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин, ранее возглавлявший Министерство национальностей, полагает, что единый подход можно выработать в согласительных комиссиях, куда войдут представители экспертного сообщества федерального центра и регионов. «Есть возможность написать единый учебник истории, который правильно бы расставлял все акценты над нашим общим историческом прошлым», – уверен Зорин. Например, если поход Ермака в Сибирь был завоевательным, то «нет никаких оснований писать о том, что он кого-то от чего-то освобождал».
Энтузиазма Зорина не разделяет известный российский историк, популяризатор исторической науки Наталья Басовская. Она считает, что ни один настоящий учебник не будет написан по указанию власти, а к реализации поручения Путина сейчас приступят не самые талантливые, а самые шустрые.
Исторический зуд
Между тем непреодолимый зуд к исторической науке одолел не только властные структуры.
В Москве прошёл научный филологический семинар «Сталинская аберрация: почему русские не справляются с наследием тирана». На нём разбирали причины нынешней популярности советского лидера. Участники семинара пришли к выводу о появлении большого количества сталинистов среди российской молодёжи и решили с этим бороться.
По мнению участников данного собрания, во-первых, в законодательном порядке необходимо заменить «Сталин» на «Джугашвили», так как слово «сталь» для русского человека олицетворяет собой силу, мощь, чистоту. Во-вторых, филологи решили, что необходимо ввести запрет на пропаганду сталинизма.
Не отстают в борьбе за чистоту истории от филологов и современные коммунисты. КПРФ разработает новое базовое учебное пособие по истории Коммунистической партии в России. Этот учебник ляжет в основу соответствующего курса Центра политической учёбы – партийного учебного заведения, которое сейчас создаётся при ЦК КПРФ, заявил секретарь ЦК партии по идеологии Дмитрий Новиков.
Самую большую известность из подобной литературы, написанной ранее, получил изданный в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)», концепция которого была разработана при непосредственном участии Иосифа Сталина.
Станет ли плодом всех современных государственных инициатив относительно исторической науки создание «Краткого курса истории России», концепция которого будет разработана при непосредственном участии Владимира Путина, вероятно, покажет ближайшее время.