В эфире российского телеканала РЕН-ТВ вышел фильм-расследование «Диагностика РАН». Журналисты телеканала заявили, что большинство «происходящего в РАН не выходит за границы научного сообщества». В качестве примеров подобного в фильме был приведён эпизод с имуществом Палеонтологического музея, который журналисты назвали хищениями.
Учёный-палеонтолог, официальный эксперт Министерства культуры Владимир Жегалло в фильме выразил мнение, что из музея были украдены кости динозавров, имеющие не только коллекционную ценность, но и большое научное значение. Авторы фильма отмечают, что в списке, названном «Наши утраты», 6 страниц мелким шрифтом.
Отмечается, что для предотвращения хищений было организовано Международное академическое агентство «Наука» (МААН). Его учредителем, в руках которого теперь сосредоточены музейные ценности, стал гражданин США Алекс Шусторович, а гендиректором МААН назначили его одноклассника — Николая Парина. В результате, как заявила журналистам доктор биологических наук Лариса Догужаева, если раньше ещё экспонаты отправляли ящиками, то теперь машинами. По документам никаких краж нет, а Жегалло и Догужаева — теперь для РАН персоны нон-гранта.
Кроме того, теперь Шусторовичу подчиняются все академические издания. Зарегистрированная в США компания Pleiades создаёт электронную библиотеку журналов, на которую платно подписано свыше 6 тысяч вузов со всего мира. Помимо доходов, это ещё и мощный рычаг влияния — от публикаций в научных изданиях зависит индекс цитирования учёных.
Кандидат биологических наук Вера Мысина рассказала журналистам телеканала, что ещё 3 года назад она считалась «молодым и перспективным сотрудником», которого «президиум РАН продвигал наверх». В декабре 2009 года на встрече тогдашнего президента страны Дмитрия Медведева с руководством РАН Мысина рассказала ему о проблемах молодых учёных и попросила для них 5000 квартир. Медведев дал добро, деньги пошли в академию, но, по её словам, молодым учёным досталось только около 300 квартир. В то же время, как отмечает Мысина, за этот же период был построен элитный дом на улице Косыгина. Мысина уверяет, что квартиры в нём получили высокопоставленные деятели РАН.
Спустя 3 года Мысина на заседании правительства рассказала об этом премьер-министру Дмитрию Медведеву, выразив также своё мнение о нелицеприятном положении дел в академии. Это вызвало резкую реакцию Медведева, который распорядился «разобраться в вопросе». Сама учёный уверяет, что после этого выступления ей сократили финансирование, отняли оборудование, а потом и вовсе лишили звания председателя совета молодых учёных.
Ещё одним эпизодом, который приводится как пример махинации, журналисты телеканала РЕН-ТВ назвали ситуацию с местами в общежитии: в доме аспиранта и стажёра РАН, как заявил корреспондент канала, живут вьетнамцы и люди с улицы, готовые платит по 400 рублей в сутки. Даже в подвале центрального офиса РАН полицейские якобы нашли гастарбайтеров. Кстати, по словам Мысиной, в особняке на Косыгина получили квартиры и те, кто отвечает за общежития и жильё.
Авторы фильма выразили мнение, что гордость страны — ледокольный флот РАН — также был фактически продан. По их данным, научно-исследовательское судно «Академик Сергей Вавилов», рассчитанное на самые сложные природные условия и способное проводить научные исследования даже в условиях тайфуна, теперь возит туристов в 11-дневный круиз вокруг архипелага Шпицберген за 7 тысяч долларов с человека. Фрахтователь судна, фирма Oneocean, зарегистрирована в Канаде.
«Если судно возит только туристов — это просто преступление. Если государство не нашло денег на то, чтобы отстоять это судно и вести дальнейшие исследования на нём, которые уникальные сами по себе и дают материал гораздо более ценный, чем любые подачки туристов», — рассказывает в фильме доктор геолого-минералогических наук Александр Городницкий.
Кстати, первой эту практику начала фирма «Янокор», гендиректором которой была Екатерина Сметанова, проходящая сейчас по делу «Оборонсервиса». Как сказано в отчёте Счётной палаты, «Янокор» сдавал суда в аренду по цене 8,5 тысячи долларов за день. В Академию наук отдавали только 2 тысячи. «Мысль о том, что в недрах РАН есть свой «Оборонсервис», небеспочвенна», — приходят к выводу создатели фильма.
Замдиректора Института океанологии РАН Алексей Соков заявил журналистам телеканала, что эту схему ему навязали руководители РАН. Эту точку зрения высказывает и Городницкий: он ходил на судне «Витязь», единственной в мире плавучей лаборатории по освоению глубин Мирового океана. Однако судно балансовой стоимостью в 5 млн долларов «освоили», по его словам, те же Паршин и Шусторович.
В фильме говорится, что замдиректора Физического института РАН Юрия Александрова, руководителя института, воспитавшего 8 Нобелевских лауреатов, Олега Крохина отстранили от должности за то, что не дал построить во дворе института банк. На место Крохина пришёл Геннадий Месяц, который и был, по данным журналистов, идеологом этого строительства.
Журналисты телеканала делают вывод о том, что деньги в РАН (в том числе и на зарплаты) есть, но только идут они не на развитие науки и поддержку молодых учёных и их открытий.