Примерное время чтения: 8 минут
1530

Шоу на земле и в небе. 8 фактов из истории авиасалона МАКС

Сюжет Авиасалон МАКС-2013
Пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи». Фото: www.russianlook.com

С момента зарождения авиация пользовалась в России большой популярностью. Первая авиационная выставка в нашей стране состоялась более века назад – в 1911 году в Михайловском манеже Санкт-Петербурга.

В советский период развитие авиации было признано одной из важнейших государственных задач, а традиционные авиационные парады, демонстрирующие силу и могущество страны, проводились регулярно в присутствии высших руководителей СССР, в том числе Иосифа Сталина.

Однако, несмотря на то, что Советский Союз занимал одну из передовых позиций в мировом самолето- и вертолетостроении, авиационных салонов, на которых бы яркое шоу совмещалось с деловыми переговорами и заключением контрактов на продажу техники, в нашей стране не проводилось.

В эпоху зарождающихся рыночных отношений первая попытка провести отечественный авиасалон была предпринята в подмосковном Жуковском в 1990 году, однако высокого статуса это мероприятие не получило.

Уровни пилотажа и основные фигуры. Инфографика >>

Шоу начинается!

Непосредственной предтечей «МАКСа» стала Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92», проведенная в середине августа 1992 года на базе Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. Выставка, которую открыл тогдашний вице-президент России Александр Руцкой (в прошлом военный летчик), собрала более 300 тысяч зрителей. В ее программу вошли деловые встречи и переговоры, выставка образцов авиационной техники, а также показательные полеты различных пилотажных групп.

Показательные полеты истребителей-перехватчиков Су-27 на «МосАэроШоу-92» РИА Новости / Сергей Субботин

Опыт «МосАэроШоу-92» был признан успешным, после чего президент России Борис Ельцин утвердил решение о проведении в подмосковном Жуковском на базе ЛИИ имени Громова Межународного авиакосмического салона «МАКС». Первый авиасалон должен был состояться в августе 1993, после чего салоны должны были проводиться с периодичностью один раз в два года.

Время «Черной акулы»

Первый авиасалон «МАКС-93» прошел с 31 августа по 5 сентября 1993 года - с большим размахом, сразу на трех площадках, помимо Жуковского, были задействованы выставочный комплекс на Красной Пресне и аэродром на Ходынском поле в столице.

Главной отличительной чертой первых «МАКСов» было то, что в качестве продавцов техники, а также участников демонстрационных полетов были представлены только россияне и гости из ближнего зарубежья. Иностранцы предпочитали выступать в качестве наблюдателей и покупателей.

Впрочем, зрителям первого «МАКСа» было на что посмотреть - новинкой салона стал многоцелевой истребитель Су-35. Кроме того, посетители могли своими глазами увидеть новейший российский боевой вертолет Ка-50 «Черная акула». Всего «МАКС-93» посетили около 400 тысяч зрителей.

Вертолет Ка-50 Черная акула Вертолет Ка-50 «Черная акула». Фото: www.russianlook.com

Салон открывает президент

Состоявшийся 19-24 августа 1997 года третий по счету «МАКС-97» стал первым из авиасалонов, открывал который глава государства – президент Борис Ельцин.

Интерес публики к авиасалону рос – в 1997 году его посетили около полумиллиона человек, однако привлекала их в основном летная программа. Среди демонстрировавшихся моделей техники на тот момент новинок практически не было.

«Беркут» в центре внимания

Главной достопримечательностью «МАКСа-99» стал экспериментальный палубный истребитель с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут». Необычные крылья машины привлекли к ней живой интерес публики. Эта новинка разрабатывалась еще с советских времен, однако затем армии стало не до новейших разработок, и проект продолжался исключительно за счет средств ОКБ «Сухого».

Спустя два года, на салоне «МАКС-2001», «Беркут» вновь стал «гвоздем программы», сменив название с С-37 на Су-47. Посетителям экспозиции предлагалась различная сувенирная атрибутика с изображением «Беркута», который был представлен как будущее российской авиации. Через двенадцать лет можно сказать – будущее еще не наступило: на сегодняшний день Су-47 остается экспериментальной моделью, на которой отрабатываются различные технологии.

Пилотажная группа из самолетов Су-30 МК, Су-27СКМ, и Су-47 на «МАКСе-2005». Фото: www.russianlook.com

Все флаги в гости к нам

VI авиасалон «МАКС-2003», прошедший  19-24 августа 2003 года, можно считать «прорывным». Впервые наряду с машинами российских и украинских авиастроителей были представлены более 60 моделей самолетов и вертолетов из дальнего зарубежья. Кроме того, помимо уже привычных асов пилотажа из «Русских Витязей» и «Стрижей», в небо над Жуковским поднялись иностранные пилотажные группы - «Патруль де Франс» (Франция) и «Фречче Триколори» (Италия).

Подобное расширение программы вызвало дополнительный приток публики – «МАКС-2003» посетили свыше 650 тысяч человек.

Американские бомбардировщики – над Жуковским

В 2005 году россияне, посетившие «МАКС-2005», смогли воочию наблюдать и асов из США. Первый боевой американский самолет появился в Жуковском годом ранее, однако на сей раз ВВС США представили сразу девять своих боевых машин, включая истребители F-15 и F-16, а также впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В.

Маневры бомбардировщиков В-1В Маневры бомбардировщиков В-1В. Фото: Commons.wikimedia.org

Среди отечественных новинок «МАКСа-2005»: гражданский ближнемагистральный самолет Ан-148, легкий боевой вертолёт «Ансат-2РЦ» и модель перспективного российского космического корабля «Клиппер». Многоразовый «Клиппер» более всего заинтересовал зрителей, особенно детей. К сожалению, пока этот красивый макет не стал такой же красивой реальностью.

Кризис

IX авиасалон «МАКС-2009», проходивший  с 18 по 23 августа 2009 года, оказался одним из самых сложных для организаторов. Мировой финансовый кризис серьезно ударил и по этому мероприятию. От участия в наземной экспозиции отказались практически все зарубежные участники. Самолеты ВВС США были сняты с участия на «МАКСе-2009» специальным распоряжением президента Барака Обамы.

Сложные метеоусловия привели к частичному сокращению самой зрелищной части «МАКСа» - показательных полетов. Также салон был омрачен трагедией – во время подготовки к нему в результате авиакатастрофы погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Самая знаменитая отечественная пилотажная группа после трагедии в полетах на авиасалоне участия не принимала. Лишь в последний день, 23 августа, четверка «Витязей» прошла над аэродромом Жуковского, отдавая дань своему погибшему командиру и товарищу.

Миллиарды и перспективы

Десятый, юбилейный авиасалон «МАКС-2011», прошедший в подмосковном Жуковском с 16 по 21 августа 2011 года, получился одним из самых успешных. Несмотря на достаточно высокую стоимость билетов, «МАКС-2011» собрал более 440 тысяч зрителей. И посмотреть было на что – в Жуковском были представлены более 240 единиц техники, в том числе новейший российский гражданский самолет Sukhoi Superjet 100, а также зарубежные Airbus A380 и Boeing Dreamliner. «Гвоздем программы» стало первое выступление перспективного российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Был на «МАКСе-2011» установлен и бизнес-рекорд – впервые на авиасалоне общая сумма заключенных контрактов превысила 10 миллиардов долларов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах