23 августа 1943 года завершилось грандиозное сражение на Курской дуге. За полтора месяца боёв с советскими войсками армия Третьего рейха истекла кровью — погибли и были ранены 500 тысяч солдат, уничтожены 1500 танков и 1700 самолётов. От этого разгрома нацистская Германия так и не оправилась: немцы начали отступать по всему Восточному фронту. Фактически наша победа под Курском была обеспечена ещё 12 апреля 1943 года, когда советская разведка положила на стол Сталина план будущей операции «Цитадель», подписанный всеми генералами вермахта, — сам Гитлер увидел этот же план… только через три дня! Именно благодаря успеху разведчиков СССР смог подготовиться к немецкому танковому наступлению и сокрушить врага. Между тем имена наших агентов в окружении Гитлера, доставших план «Цитадель», до сих пор (!) не рассекречены. Известны лишь их кодовые имена — Вертер и Ольга.
Самый богатый шпион
Считается, что главную роль в похищении документов из Берлина сыграл владелец скромного издательства «Вита-Нова» Рудольф Рёсслер. Этот 45-летний немец, эмигрировавший после прихода Гитлера к власти в Швейцарию, в ноябре 1942 года сам предложил свои услуги Главному разведывательному управлению Генштаба СССР, получив кличку Люци. Рёсслер передал спецслужбам Советского Союза не только план «Цитадель», но также чертежи немецкого танка «Пантера» и другие ценные сведения. Увы, в отличие от большинства советских резидентов за рубежом Рёсслер не был убеждённым коммунистом — он работал исключительно за деньги и считался самым высокооплачиваемым агентом за всю историю разведки СССР. Точная цифра неизвестна, но западные газеты уверяли, что за «Цитадель» Рудольф получил около $500 тысяч.
— Рёсслер — весьма загадочная личность в истории мирового шпионажа, — считает Дитрих Майнц, историк-исследователь из швейцарского города Базель. — С начала вторжения немцев в Европу он, словно помидорами на рынке, торговал секретами для спецслужб Британии, Швейцарии и США, а потом решил помогать и СССР. По его словам, «только Советский Союз способен выиграть войну». Удивительно, но до мая 1944 года советская разведка даже не знала его настоящего имени! Участник Первой мировой войны, он был знаком с большим количеством высших офицеров Третьего рейха. Предполагается, что у Люци были налажены связи в штабе Гитлера, на него работало около двухсот (!) агентов: Вертер, поставлявший сведения об операциях вермахта, Ольга (в командовании люфтваффе), Анна (в МИД рейха), Тедди и Билл.
И хотя в Москве неоднократно требовали сообщить реальные имена агентов, Рудольф Рёсслер наотрез отказывался это сделать. Есть мнение, что он назвал их ГРУ СССР лишь перед своей смертью (11 декабря 1958 года) — правда, наши спецслужбы комментариев по этому поводу не дают. Даже спустя 70 лет после битвы на Курской дуге архивы по работе агента Люци всё ещё засекречены, и это позволяет строить огромное число предположений: кем именно был агент Вертер, сфотографировавший документы плана «Цитадель» и передавший их в Швейцарию через Ольгу… да и был ли он вообще? Западногерманский журнал «Шпигель» в 1967 году опубликовал расследование, где утверждал: на Рёсслера в Берлине работал всего один осведомитель, а остальных он попросту придумал, чтобы подчеркнуть свою значимость и «выбить из русских больше денег». Писатель Хельмут Рёвер в своей книге «Немецкий и советский шпионаж во Второй мировой войне» назвал Рёсслера «мистификатором»: мол, Рудольф, одержимый жаждой гонораров, якобы фабриковал донесения в Москву и Лондон из… обычных газетных вырезок. Но ни «Шпигель», ни Рёвер не потрудились объяснить — откуда же «мистификатор» раздобыл чертежи танка «Пантера» и секретный план «Цитадель»? Ведь даже генерал-полковник Альфред Йодль, глава оперативного руководства верховного командования вермахта, заявил на Нюрнбергском процессе: «Сталин получил документы о нашем наступлении под Курском куда раньше, чем они оказались у меня на столе».
Секс и разведка
— Глава советской разведгруппы «Дора» в Швейцарии Шандор Радо в своё время тоже удивлялся: как Рёсслер может с такой скоростью получать информацию из штаба Гитлера? — говорит швейцарский журналист Пьер Ломье. — Позже в мемуарах он отмечал — потребовалось бы несколько курьеров, круглые сутки курсирующих между Берлином и Люцерном, а это физически невозможно.
В квартире Рёсслера не было рации, и он не был обучен мастерству радиста. Возможно, Вертер и Ольга передавали радиограммы из Берлина своему доверенному лицу в Швейцарии, которое относило их Рёсслеру, а уж затем «Дора» отсылала материал в Москву. Немцы, наблюдая работу советской разведки на границе Германии, были в бешенстве. В 1943 году они предприняли хитрый маневр: в Швейцарию прибыл сотрудник абвера Ганс Петерс — красавчик, которого именовали «постельным офицером». Умеющий профессионально обхаживать женщин, Петерс быстро соблазнил радистку «Доры» — 23-летнюю Маргариту Болли. Во время ночи любви та разболтала ему название книги, используемой для шифровок, — «Всё начиналось в сентябре». 13 октября 1943 года Болли арестовала полиция Швейцарии, а в мае 1944 года власти задержали и самого Рудольфа Рёсслера…
Германия с пеной у рта требовала от швейцарских властей срочной выдачи Люци — спецслужбам Третьего рейха не терпелось узнать имя агента Вертера, обеспечившего Гитлеру поражение в Курской битве. Однако на допросах Рудольф молчал, а у Германии к тому времени дела на фронте стали совсем плохи. Учитывая это, швейцарцы не стали связываться с СССР — через несколько месяцев Рёсслер был полностью оправдан. Маргарита Болли получила мягкий приговор — 9 месяцев условно и штраф в 500 франков.
Я три дня пытался отыскать Маргариту Болли в Базеле, куда она переехала со своим мужем в 1956 году. Сейчас ей должно быть 93 года. Жива ли радистка до сих пор — сложно сказать, но в прессе нет информации о её смерти. Однако у меня не получилось найти в справочной службе Базеля её адрес — возможно, она живёт под другим именем. Между тем Болли — единственный (кроме Рудольфа Рёсслера) член группы «Дора», кто знал имя и должность агента Вертера в Берлине. У меня нет сомнений, что этот человек существовал. Но, черт возьми, кто же он такой?
«Это личность из окружения фюрера. Возможно, друг его семьи». Адольфа Гитлера и Еву Браун познакомил советский агент? Читайте продолжение в следующем номере «АиФ».