На следующий день после обрушения у парадного подъезда печально известного «дома Болконского» со стороны Крестовоздвиженского переулка – тихо и безлюдно. Никаких следов падения фасада дома и строительных лесов.
Следов не осталось
«Где обрушилось-то? – недоумевает встретившийся журналист из печатного СМИ. – Два раза здание по периметру обошел, внутрь никак не попасть – по соседству расположено Министерство обороны, двери и ворота заперты наглухо. Никто ничего не рассказывает».
На сайте общественного движения «Архнадзор» появилось сообщение, что «в результате незаконных работ по реконструкции дома Волконских на Воздвиженке, 9 произошло частичное обрушение фасадной стены дома, выходящей в Крестовоздвиженский переулок. Прямо над входным подъездом дома обрушился в переулок карниз и часть кирпичной кладки. Вместе с обвалившейся частью фасада рабочие упали, проломив леса, на мостовую. Двое рабочих госпитализированы». Тем временем информационные агентства со ссылкой на пресс-службу столичного ГУ МВД России сообщили об обрушении только строительных лесов.
Несмотря на то, что к утру здание привели в порядок, косвенные признаки обрушения хорошо заметны: самый край верхней части фасада оголен до красной кирпичной кладки – в этом месте, видимо, и отломился козырек. Над подъездом висит кусок оторванного жестяного навеса, сбоку сложены разобранные деревянные леса. Аккуратно подметено.
Охранник, едва выйдя из парадного подъезда и увидев прессу, пытается скрыться обратно. Но не успевает. «В шесть утра, когда я пришел на работу, уборка уже заканчивалась. Сначала вывезли куски фасада – еще ночью, а к утру собрали строительные леса. Пострадавших рабочих тоже ночью увезли, у них переломы», – рассказывает охранник. «А стена куда упала – вот сюда, где автомобили сейчас припаркованы? Вечером на парковке никого не было?» – уточняют журналисты. «Да, к вечеру все разъехались. Днем работы не ведутся, только вечером и ночью, когда никого нет».
По мнению координатора общественного движения «Архнадзор» Рустама Рахматуллина, избежать человеческих жертв удалось по счастливой случайности. «Почему-то дом, в котором ведутся работы по механической разборке фасада, не огражден со стороны Крестовоздвиженского переулка. Прямо под местом строительных работ ходят пешеходы», – удивляется он.
Дом Волконских пережил пожар. Переживет ли реконструкцию?
«Нельзя позволить умолчать об этом случае, потому что пострадали люди, а реконструкция идет незаконно», – считает координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. Он продолжает воссоздавать хронику событий: «Обрушение произошло вскоре после десяти вечера. Около одиннадцати разъехались скорые. А около двух часов ночи в течение получаса обрушившийся кусок карниза разбили кирками и занесли во двор. От фасада оторвался фрагмент бетонной отливки и кирпичной кладки начала ХХ века. Как нам сообщили очевидцы, обрушение произошло при попытке рабочих разобрать карниз отбойными молотками».
Историческое здание на Воздвиженке построено в конце XVIII века и перестроено после пожара 1812 года. «Домом Болконского» его называют из-за того, что в 1816-1821 годах им владел князь Николай Сергеевич Волконский – дед Льва Толстого, хозяин Ясной Поляны, прототип старого князя Болконского из романа «Война и мир». Дом прямо упомянут в романе. Несмотря на это, в 2009 году он был исключен из списка объектов культурного наследия.
Разбирать культурный и литературный памятник начали в начале марта – с разрушения выходящей во двор стены, относящейся к XVIII веку. По словам Рустама Рахматуллина, это была как раз жилая часть дома, где проживал дед русского классика. «Первым разобрали юго-западный угол. Сначала работали вручную, отбойными молотками, а под конец пригнали экскаватор», – рассказывает он.
Реконструкцию затеяли, чтобы надстроить на здании еще два этажа. На сегодняшний день не только разрушен дворовый фасад, но и сорвана кровля, в частности — обшивка купола угловой ротонды. «За сносом купола может последовать снос наружных стен выше окон второго этажа, чтобы устроить третий этаж в старых высотных отметках. Для этого задумано разрушить венчающий карниз, фриз с изысканным декором, наличники окон в угловой части, гербовый щит в центре фасада. Положение дома критическое», — предупреждают общественники «Архнадзора» в своем заявлении.
«Полиция проявляла сочувствие»
На сайте «Архнадзора» опубликован ордер Объединения административно-технической инспекции на реконструкцию. Проект ее, как видно из документа, московские власти согласовали «Центру развития межличностных коммуникаций». Ордер ОАТИ № 12014445/1 разрешает всего-то – шпунтовое ограждение, котлован и обустройство строительной площадки. Не удивительно, что здание разбирают по ночам.
Сначала, рассказывает Рустам Рахматуллин, полиция неоднократно останавливала работы по требованию активистов. «Мы, в сущности, вместе патрулировали дом, задерживали рабочих, проводивших незаконные работы. Тем самым удалось работы замедлить. Но после 6 мая, когда вице-премьер правительства Москвы Марат Хуснуллин закончил формальную проверку строительной документации, правоохранители неожиданно охладели к этой теме. Причем сами полицейские нам сочувствуют, но тут нужно политическое решение», – говорит он.
Дом сопротивляется
За несколько часов до обрушения фасада общественники провели пикет в защиту дома Волконского на Воздвиженке и всего историко-культурного наследия Москвы. Картонная фигура Льва Николаевича Толстого стояла среди пикетчиков с плакатом – цитатой писателя, которая звучит предупреждением: «Гораздо благороднее осознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого».
«Дом, описанный в романе, давно стал частью образа Москвы. Он очень крепкий – и сопротивляется разрушению. Такой крепкий, что рабочие неделю не могли ободрать купол, хоть и долбили его каждый день. Дом стоит посреди Москвы как символ сопротивления культурному беспамятству и алчности», – считает Рустам Рахматуллин.