Правоохранительные органы целого ряда стран сейчас активно заняты пристальным исследованием биографии братьев Царнаевых, совершивших теракт в Бостоне.
Вербовщики из «Кавказского фонда»
Особенно интересует спецслужбы личность старшего из братьев, Тамерлана Царнаева, которого считают сейчас главным действующим лицом в этой истории.
Один из важнейших вопросов – где, когда и каким образом проживавший в США чеченец приобщился к радикальным идеям, толкнувшим его к массовому убийству людей.
Новая версия, появившаяся в СМИ, не исключает, что к вербовке Царнаева-старшего в террористы может быть причастна Грузия.
Газета «Известия», ссылаясь на имеющийся в ее распоряжении документ департамента контрразведки МВД, приводит факты, свидетельствующие о причастности Грузии к вербовке выходцев с Северного Кавказа для работы в интересах США и Грузии.
Грузинская организация «Кавказский фонд», сотрудничающая с американской некоммерческой организацией «Джеймстаун», занималась проведением семинаров для молодых жителей Кавказа. Тамерлан Царнаев, проведший полгода в 2012 году в России, принимал участие в ряде мероприятий «Кавказского фонда».
Фонд был создан осенью 2008 года, после провала грузинской агрессии в Южной Осетии, и ставил перед собой задачу вербовки молодежи и интеллигенции Северного Кавказа для усиления нестабильности и экстремистских настроений в южных регионах России.
Далее в документе говорится, что спецслужбы Грузии при помощи «Кавказского фонда» вербуют в Чечне молодых людей, сочувствующих Грузии, которых приглашают в страну под благовидными предлогами, после чего готовят их к террористическим актам.
«Первый подрывной»
Пресс-служба МВД Грузии уже поспешила заявить, что не владеет информацией о том, что один из устроителей теракта в Бостоне Тамерлан Царнаев обучался на семинарах, которые проводились в Грузии совместно с американцами.
Американский фонд «Джеймстаун» действительно активно работает на Северном Кавказе. Среди членов совета директоров этой организации долгое время находился такой известный политик-русофоб, как Збигнев Бжезинский. В семинаре фонда на тему «Будущее Ингушетии» участвовали боевики Аслан Масхадова. В 2010 году «Джеймстаун» призывал Международный олимпийский комитет лишить Сочи права проведения Олимпиады-2014, ссылаясь на «трагедию Кавказской войны XIX века».
Деятельность данного фонда вызывала неоднократные протесты МИД России, выступавшего с соответствующими нотами в адрес американских дипломатов.
Что известно о братьях Царнаевых. Досье>>
То, что частью грузинской внешней политики в период президентства Михаила Саакашвили стал курс на дестабилизацию обстановки на российском Северном Кавказе, не является секретом.
Для идеологического воздействия на аудиторию был создан даже спутниковый телеканал «Первый Информационный Кавказский», отражавший взгляд грузинских властей на события в мире и на историческую судьбу народов Кавказа.
Активно поднималась в Грузии и тема «ответственности России за геноцид кавказских народов в XIX веке».
Но если пропагандистская деятельность проходила на виду, то работа грузинских спецслужб с террористическим подпольем на Кавказе держалась в секрете. Такого рода контакты ставили в двусмысленное положение главного спонсора Грузии – США, которые на государственном уровне осуждают деятельность боевиков, многие из которых связаны с «Аль-Каидой».
Агенты вышли из-под контроля
Одним из самых загадочных событий, связанным с контактами грузинских спецслужб и террористов, стало боестолкновение в ущелье Лопота у села Лапанкури в августе 2012 года. По официальной версии властей Грузии, спецназ вступил бой с группой террористов, пришедшей с территории России. В ходе столкновения было уничтожено 11 боевиков, а также погибли три представителя силовых структур Грузии.
После победы оппозиции на парламентских выборах был опубликован доклад грузинского омбудсмена Учи Нануашвили, в котором приводилась абсолютно другая версия происшедшего.
Согласно ей, на территории Грузии под руководством высокопоставленных чиновников МВД был сформирован отряд из более чем сотни молодых выходцев с Северного Кавказа, прибывших в страну через Европу.
Экипированные и вооруженные боевики должны были перейти границу с Россией и присоединиться к действующим там террористам.
Однако планы грузинских властей изменились. Решено было не нагнетать обстановку перед выборами и отменить операцию. Но группа вышла из повиновения и попыталась уйти в Россию самостоятельно. После этого грузинам не оставалось ничего иного, как обезоружить боевиков силой, что и вылилось в полномасштабный бой.
Чиновникам администрации Саакашвили так и не удалось привести веских доказательств, опровергающих версию омбудсмена Нануашвили.
В свете изложенного возможность того, что Тамерлан Царнаев мог принять подобное решение и включиться в террористическую деятельность под влиянием грузинских агентов, вполне реальна.
Вот только вербовщики, очевидно, не предполагали, что Царнаев решит начать не с Грозного, Махачкалы или Москвы, а с Бостона.