Для многих это вопрос денег - ведь курсы платные - и времени. И кто от этого больше выиграет - ребёнок или школа и вуз?
Учителя агитируют записываться на курсы - мол, ребёнок узнает, что такое школа, получит недостающие знания и даже преимущества при поступлении в 1-й класс, если не прописан в районе школы. Но есть и другие мотивы. Подготовишки - это дополнительный (и немалый!) заработок для школы. Плюс учителям, конечно, намного удобнее, если 1 сентября все дети придут в класс, умея читать и писать, организованным строем, наученные послушно сидеть в позе «глазки на меня, ручки вот так». Из всего этого для родителей ребёнка единственный наиболее разумный, пожалуй, аргумент «за» - это психологическая адаптация к школе.
«Ребёнок, который не посещал детский сад, не имеет опыта разрешения конфликтов со сверстниками, с чужими взрослыми. Поэтому у такого ребёнка могут быть серьёзные психологические проблемы в 1-м классе. А значит, хорошо, если он походит в группу подготовки к школе», - уверена Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО.Но большинству для адаптации хватает пары недель, а ходить-то придётся целый год!
Всему своё время
«Подготовительные курсы к школе просто отнимают у ребёнка год его дошкольной жизни, который потом ничем не компенсируешь, - считает Ирина Бурлакова, завкафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ. - Занимаются с детьми учителя «как в школе», но уроки - совсем не та форма, которая подходит для обучения дошкольников. В детском же саду работают специалисты, знающие особенности возраста. Разница между дошкольником и первоклассником огромна. Если ребёнок ходит в детский сад, то ради сохранения здоровья и психики я бы не советовала водить его ещё и на курсы в школу. У таких детей в голове происходит смешение подходов и требований.
Сейчас в Минобрнауки разрабатываются стандарты дошкольного образования, которые в идеале должны кардинально отличаться от школьных. И специалисты предупреждают: нельзя их превращать в предшкольную подготовку в плане закачки знаний.
«Любые курсы для детей дошкольного возраста, которые начинают строиться как подготовка к школе, - это большой риск, - говорит Александр Асмолов, доктор психологических наук, директор Федерального института развития образования. - Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа к ребёнку. Поэтому главное отличие дошкольного образования от школьного - требования не к обучению, а к развитию личности ребёнка, к тем условиям, которые создают у ребёнка мотивацию для этого. И государство должно выступить ключевым гарантом такого подхода».
Зачем «учить ЕГЭ»?
А проникнуться «духом вуза» ребята вполне успеют за будущие 4-5 лет учёбы. Но главное: по закону вуз не имеет права давать преимущество при зачислении прошедшим подготовительные курсы. И он не даёт, даже если и обещает в рекламе!
Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг:
- Детские сады обязаны готовить детей к 1-му классу. Но сейчас миллионы детей лишены дошкольного образования из-за нехватки мест в садах. Их родители - это потенциальные жертвы рынка платных курсов. С вузами похожая ситуация. Качество обучения в разных школах может различаться в разы. Поэтому рынок довузовского репетиторства процветает. Государство должно искоренить систему, когда граждане платят дважды, а то и трижды за одно и то же: сначала за обучение в школе как налогоплательщики, а потом наличными - за курсы.