Семёнов – небольшой городок на
Два года назад фабрика «Хохломская роспись» приняла участие в конкурсе на символ
У предприятия «Хохломская роспись» уже есть опыт представления своей продукции на спортивных соревнованиях: как раз сейчас мастера активно выполняют заказ для казанской Универсиады. В творческих мастерских стоят лотки с готовыми партиями матрёшек, украшенных надписью
Фабрика получила от Олимпийского комитета «Сочи-2014» свидетельство, что предприятие является лицензиатом в категории «Изделия народных промыслов». Для этого пришлось немало потрудиться и найти новые художественные решения.
Главный художник предприятия, Валентина Дашкова, вспоминает, что первые образцы изделий, представленных комитету, были далеки от совершенства. «Проблема в том, что логотипы, изначально утверждённые Олимпийским и Параолимпийским комитетами, к нашему золотому хохломскому стилю совершенно не подходили, – рассказывает Дашкова. – Логотип Олимпиады-2014 обычно либо чёрного цвета, либо нескольких цветов. А хохломские изделия чаще всего имеют традиционно чёрное поле росписи, и такой логотип был бы на нём не виден».
Творческий коллектив семёновских художников стал прорабатывать различные варианты, которые вписались бы по стилю в продукцию фабрики. Все они проходили согласование с Олимпийским комитетом. И наконец, удалось найти компромиссное решение, которое устроило всех: логотип Sochi.ru на хохломских изделиях стал полностью золотым. А вот к матрёшке идеально подошёл разноцветный логотип. Кроме того, пришлось учесть ряд требований комитета: например, расстояние между логотипом и полем росписи должно по ширине быть таким же, как буква «h». А на выпуклых или узких изделиях логотип наносится только одной строчкой.
Сначала для представления на Олимпиаде утвердили 35 сувенирных позиций, потом их число увеличилось до 55. Семёновские художники не ставят на этом точку и постоянно разрабатывают
«Хочется и удивить спортсменов, и поднять их боевой дух, – говорит Валентина Дашкова. – Нам будет очень приятно, если победителям соревнований вручат наши сувениры».
Важно, что матрёшки и изделия хохломской росписи не только утверждены Олимпийским комитетом, но и вошли в перечень изделий признанного художественного достоинства. Это обстоятельство освобождает их от налога, что полезно для предприятия. Фабрика понесла немалые затраты на разработку знака, на специальные этикетки с олимпийской символикой и упаковку, которые также утвердил комитет олимпийского движения. Главный художник подчеркнула, что к концу года предприятие выпустит товаров с олимпийской и паралимпийской символикой на сумму 10 млн рублей, что даст возможность возместить расходы и получить прибыль.
Матрешки составляют 70 % от олимпийского заказа, остальное – «золотая хохлома»: кружки, короба, ложки, кадочки, ковши, тарелки, половники, брелки и многое другое. Художники предприятия сейчас разрабатывают олимпийские магниты, которые будут выполнены в виде статуэток лыжников и сноубордистов, в тематике, актуальной для снежной Олимпиады. Кроме того, разработаны эскизы статуэток спортсменов, которые будут крепиться на подставках. Мастера уже ждут фрезы для изготовления форм. Товары будут продаваться и по ценам, доступным для рядового покупателя, и по более высоким – это касается дорогих высокохудожественных изделий, например, красивых резных ковшей, которые в качестве приза попадут в руки победителей.
В цехах и творческих мастерских кипит работа. На токарных станках из деревянных болванок изготавливаются формы под будущих матрёшек. Они лежат повсюду – маленькие, средние и огромные, в корзинах и среди стружек. Сразу становится понятно, что грядёт нашествие матрёшек в Сочи.
Затем, после грунтовки, эти полуфабрикаты доставляются в мастерские по росписи, где художницы занимаются «оживляжем»: разрисовывают куклам лица, одевают их в платочки и сарафаны – словом, превращают безликую деревянную форму в настоящее произведение искусства.
Судя по образцам, которые расписывают художники, олимпийские матрёшки порадуют своим разнообразием. Наряду с традиционной семёновской матрёшкой (жёлтая кофта, красный сарафан) гости спортивного праздника увидят и смогут купить деревянных красавиц, специально разработанных для Олимпийских
Неля Ушакова, художник
«Мне очень нравится выполнять этот заказ, особенно, расписывать матрёшки, – говорит Ушакова. – Хохломские изделия выглядят строже, чем наши «матрёны», там логотип пишется в основном золотом. А вот в росписи матрёшек можно использовать больше цветов, потому что сами олимпийские кольца и логотип – разноцветные и хорошо гармонируют с нашей нарядной красавицей».
Радует, что «Хохломская роспись» теперь сможет использовать олимпийскую символику на своих изделиях. Это означает, что приобрести матрёшки и хохломские шкатулки, короба и другие вещи с логотипом
Справка
Идея самой матрёшки пришла в Россию из далёкой Японии в конце XIX века. Кстати, до сих пор наиболее крупные заказы на изготовление этого теперь уже русского сувенира приходят именно оттуда. Причём часто случаются заказы с национальным колоритом, например,
Кстати
Семёновские художники зарабатывают в среднем от 5 до 7 тысяч рублей в месяц. Художник высшего