Последнее обновление материала - 10.02.2016 г.
В пятницу, 12 февраля, состоится первая за всю историю встреча глав православной и католической церквей после Великого раскола в 1054 году. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск проведут беседу в Международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване. В церковных кругах считают, что место встречи выбрано не случайно. Читать далее »
Католичество и православие
И православные и католики - христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те и другие имеют одно Священное Писание - Библию. Истинным примером для подражания, основой всей жизни для христиан является Иисус Христос. Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют веру в Святую Троицу и возвещают миру одно Евангелие.
И католики и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество - разные Церкви. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет католики и православные вместе не причащаются. При этом и католики и православные с горечью и покаянием смотрят на взаимное разделение.
Разделение единой Церкви на католическую (западную) и православную (восточную) произошло в начале 11 века. Единая до той поры Церковь, представленная пятью поместными Церквями, так называемыми патриархатами, раскололась. В июне 1054 года было провозглашено взаимное анафематствование (отлучение) Папы Римского и Константинопольского Патриарха. Определенное политическое напряжение тех лет выявило уже сложившуюся и укрепившуюся за столетия обособленность религиозной жизни двух частей бывшей Римской империи. Отличительная особенность католичества – юридизм и достаточно жесткая структурированность. Рим и западная традиция стояли особняком по отношению к Византии, слишком значительна была разница культур, менталитетов, национальных особенностей. Окончательное разделение произошло после разорения Константинополя участниками четвертого крестового похода в 1204 году.
В чем отличие католиков от православных?
Прежде всего, у них разное понимании Церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская Церковь явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих Поместных (территориальных) Церквях. На данный момент – это Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие Церкви. Всего – пятнадцать. Быть православным – значит принадлежать к одной из Поместных Церквей, разделять одну со всеми веру, взаимно признавать священство и таинства (Крещение, Причастие, Венчание, Покаяние и др.). Католики признают одну и единственную Церковь как организационное устройство - Католическую, подчиненную Папе Римскому. Епархии, церкви, патриархаты входят в нее, как административные единицы и подчинены только и строго Папе. Очень существенно отличие между Патриархом и Папой, но об этом ниже.
Есть различия в важных вероучительных вопросах. К примеру, в учении о Боге - Святой Троице, вернее, о Духе Святом. Католики так же имеют свои учения о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости Папы Римского. Эти казалось бы умозрительные тонкости имеют вполне серьезные последствия в богословских системах и практике жизни.
За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков. Несмотря на вторичность многих из них, преодоление разногласий в этой плоскости представляется маловероятным, ибо эти особенности и составляют реальную жизнь простых верующих, которым порой проще отказаться от философствования, чем от того или иного обычая.
Важное, хоть и частное отличие состоит в различном отношении к половым вопросам. Католики категорически против разводов, тогда как православные, исходя из не менее высокого учения о семье, разводы допускают. В католичестве наличествует практика неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священники могут быть и женатыми и монашествующими. Православие не регламентирует сексуальной жизни супругов, в частности спокойно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Католики же категорически против любых контрацептивов.
Папа и Патриарх – что общего?
Очень важно понимать, что и католики и православные провозглашают равенство перед Богом всех христиан, вне зависимости от сана и того служения, что они совершают.
Православие и Католичество - это Церкви с иерархической структурой. О священническом служении я уже говорил не раз. И Католичество и Православие знают три степени священства – дьяконы, священники и епископы (архиереи). Последним, собственно, и принадлежит полнота священства в своей Церкви (епархии). И католики и православные сходятся в том, что епископ – преемник и прямой продолжатель апостолов, он - глава и блюститель Церкви, обладающий полнотой церковной власти в делах вероучения, богослужения и управления. Епископ управляет церковью при соборном содействии клира и мирян. Священники и дьяконы – помощники епископа, именно от него они получают свой сан и только он может их запретить в служении или лишить сана. Для нас важно, что и Папа Римский и Патриарх по сути своей - это епископы. Обе Церкви не знают такого понятия, как епископ над епископами, хотя на практике те или иные Папы, Патриархи или даже Императоры стремились к такой позиции.
Патриарх
С апостольских времен так сложилось, что вопросы, выходящие за пределы компетенции одного епископа или выходящие за рамки его церкви (епархии), решали Соборы. Для этого нужны были особые авторитетные епископы, заботящиеся о жизни нескольких церквей, имеющие некоторые особые права, созывающие соборы и председательствующий на них. Такой первенствующий епископ почитался первым среди равных. Действовать вне своей епархии по собственному произволению, без совета других епископов, он не мог.
Централизация церковной власти в Византии привела к появлению Патриархов – епископов столиц или исторически значимых для христианства областей (Константинополь, Иерусалим, Антиохия, Александрия), которые обладали правами, выходящими за пределы «первого среди равных». К примеру, патриархи самолично могли подчинять себе отдельные храмы или монастыри в несвоих епархиях. Нередко, пользуясь поддержкой Императора, они вмешивались в дела иных епархий и даже осуществляли суд над епископами. Но такая практика, хоть и распространенная и укоренившаяся в веках, не нашла глубокого отражения в православном церковном законодательстве и со времени исчезновения православных империй перестала быть значимой и определяющей. С этой точки зрения, Папа Римский воспринимается не более, чем Римский Патриарх.
Сегодня Патриарх одной Поместной Церкви, к примеру, Константинопольской, ничем не превосходит Патриарха другой Церкви, скажем, Грузинской. Высшая власть в каждой из Православных Церквей во всех вопросах принадлежит и может принадлежать только Собору епископов. В межсоборный период Церквями чаще всего управляют Синоды – малые соборы из наиболее авторитетных (а в русской традиции наиболее титулованных) епископов. Патриарх осуществляет оперативное управление Церковью по текущим вопросам, но не вмешивается во внутреннюю жизнь епархий. При этом православная традиция не признает ни за Собором, ни за Синодом, ни тем более за Патриархом безошибочности или непогрешимости.
Патриаршество - по сути, административная должность с некоторыми особыми полномочиями. Но, жизнь православных поместных церквей, православное церковное законодательство и история говорят нам, что патриаршество не является обязательным атрибутом Церкви и тем более не является гарантом целостности Церкви, ее сохранности или ее процветания. К примеру, Элладская (греческая) Церковь управляется Синодом под председательством архиепископа. Русская Церковь со времен Петра I до 1918 года так же управлялась Синодом, состоящим не только из архиереев, но и светского чиновника представителя императора, наделенного огромной властью. Можно однозначно сказать, что любая Поместная Церковь вправе самоопределиться в выборе формы и средств самоуправления. Главное – единство с иными Поместными Церквями.
Папа Римский
Католическая церковь, в свою очередь, учит, что Христос поставил главу над собранием апостолов, а именно Петра, который и создал Римскую Церковь (общину). Поэтому, Папа Римский не просто епископ Рима, но преемник первоверховного апостола и Наместник Самого Христа. Папа, как Римский Первосвященник, имеет над Церковью полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Папа – является гарантом и основой единства Католической Церкви. Собор епископов легитимен и обладает властью не иначе, как в единении с Наместником Христа в качестве главы. Собор, по сути, - не более чем совещательный орган.
Позиция Папы Римского в отношении епископов далека от того, что можно назвать «первый среди равных». Римский первосвященник имеет власть не только над всей Церковью, но и над каждой из епархий и поместных Церквей. В Римскую Церковь входят несколько своих патриархатов, к примеру, Александрийский (коптского обряда) и Антиохийский (сирийского обряда). Это те церкви, что сохранив свою культурную идентичность и вероучительную традицию, вошли в состав Католической Церкви, признав своим главой Папу Римского. Каждый епископ или патриарх исполняет свое служение только в общении с Римским Первосвященником. Только Папа обладает правом поставления епископов, которое и совершается, по сути, именно им, правда при участии одного или нескольких архиереев.
Католики учат, что Христос наделил Папу Римского благодатным даром безошибочности (непогрешимости) в вопросах веры и нравственности, которым он обладает, как Верховный Пастырь и Учитель всех верующих. Вероучительные послания, приговоры и декреты Римского Первосвященника обжалованию и отмене не подлежат, апелляции на них не подаются. Безошибочностью обладает и собор епископов, но при условии единства с Преемником Петра. Эта безошибочность по сути тождественна с понятием Божественного откровения.
Католичество невозможно и немыслимо без своего Первосвященника – Папы Римского. Он – своего рода гарант существования Католической Церкви.