Вслед за предложениями в принципе запретить пронос спиртного на борт самолета, а также закрыть в аэропортах сеть магазинов дьюти-фри, возникли инициативы, направленные на пресечение пьяной вольницы непосредственно в полете.
Камера смотрит в салон
Группа депутатов, ранее входивших во фракцию «Справедливой России», внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий оборудование всех салонов самолетов и кабин пилотов камерами видеонаблюдения.
Согласно задумке разработчиков законопроекта, наличие таких камер позволит получить точную картину хулиганских действий на борту, что позволит припереть дебоширов к стене неопровержимыми доказательствами.
Одновременно, как полагают авторы инициативы, сама информация о наличии таких камер на борту заставить любителей выпить в воздухе поумерить свой пыл.
Инициатива пока не нашла однозначной в поддержки в Госдуме. Вице-спикер Сергей Неверов, представляющий «Единую Россию», отмечает: и сегодня хулиганы оказываются героями многочисленных видеосюжетов, записанных на мобильные телефоны другими пассажирами, однако это не останавливает все новых и новых «экстремалов» от хулиганства в воздухе.
Как подтверждение этому, целый ряд ЧП, имевших место уже после того, как Сергей Кавалов «прославился» на всю Россию.
Так, некто Смородинов учинил дебош 3 февраля на борту рейса компании «ЮТ эйр», следовавшего по маршруту Москва – Шарм-эш-Шейх. Пассажир, будучи в нетрезвом виде, оскорблял пассажиров и проводников, разгуливал по салону, курил и устроил погром на кухне. Когда же Смородинов принялся ломиться в пилотскую кабину, бортпроводники скрутили его и привязали скотчем к креслу.
По возвращении горе-туриста на Родину, он был приговорен к трем суткам административного ареста.
Маршалы с шокерами
Сами авиакомпании, несущие прямой ущерб от действий хулиганов, намерены ввести на борту институт офицеров безопасности – «воздушных маршалов», которые получат широкие полномочия на силовое пресечение опасных действий пассажиров.
Крупные компании, такие, как «Аэрофлот» и «Трансаэро», намерены закрепить за каждым лайнером подготовленного представителя службы безопасности, вооруженного наручниками и электрошокером.
В случае неадекватного поведения пассажира, воздушный маршал, по задумке авторов предложения, получит право нейтрализовать его при помощи удара током.
Идея нашла понимание в Росавиации, и теперь рассматривается в Минтрансе.
В то же время специалисты отмечают, что у небольших авиакомпаний попросту нет возможности содержать в штате секьюрити, способных выполнять функции «воздушных маршалов». В этом случае предлагается наведение порядка на борту поручить экипажам самолетов.
Инициативу о введении института «воздушных маршалов» поддержал и заместитель начальника Главного управления на транспорте МВД России Дмитрий Кондратьев. При этом он отметил, что решить проблему сможет только целый комплекс мер, который включит в себя не только наличие сотрудников службы безопасности на борту, но и ограничение на пронос спиртного в самолет, и установку видеокамер, и появление «черных списков» пассажиров, уличенных в хулиганстве в воздухе.
Кондратьев заявил, что тема требует обсуждения с правозащитниками, транспортными организациями и заинтересованными ведомствами.
Ведь на сегодняшний день даже те российские авиакомпании, которые в качестве эксперимента отправляют на свои рейсы сотрудников службы безопасности, оказываются в условиях юридического казуса – по ныне действующему закону офицеры безопасности не имеют полномочий применять силу к дебоширам и тем более их задерживать.
И, пока различные службы утрясают друг с другом правила, пока в Госдуме думают над новыми инициативами, пьяные искатели приключений чувствуют себя уверенно, на высоте 12 000 метро в держа в страхе тех туристов, которым не повезло оказаться с ними в одном самолете.
Невзирая на Кэпмбелл
В международной практике основным документом, регламентирующим взаимоотношения пассажиров и экипажа, являются правила поведения на борту самолета, прописанные в документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Они возлагают непосредственную ответственность за соблюдение порядка на стюардов и стюардесс. Общую ответственность за безопасность несет командир воздушного судна, которые и принимает решение о тех или иных действиях, в зависимости от ситуации.
Помимо этих общих правил, авиакомпании имеют возможность вводить дополнительные меры безопасности.
В США при Управлении транспортной безопасности существует специальная федеральная служба авиационных маршалов, которые сопровождают самолеты под видом обычных пассажиров. Также воздушные маршалы сопровождают гражданские рейсы в Китае и Индии, а в Гонконге их функцию выполняют стюардессы, проходящие специальные курсы рукопашного боя.
Нет маршалов и во Франции, но здесь весь экипаж обязан проходить специальные курсы подготовки по действиям при неадекватном поведении пассажиров. Та же схема действует и в Великобритании.
При этом практически везде дебоширу светит серьезный штраф и внесение в «черные списки», а также не исключен и арест на несколько суток.
Под подобные санкции попадают и всемирно известные звезды. В 2008 году супермодель Наоми Кэмпбелл была выдворена из самолета «Бритиш Эйруэйз» в наручниках и препровождена в полицейское отделение после учиненного ею на борту самолета скандала. Суд приговорил Кэмпбелл к 200 часам общественных работ и штрафу размером в 4500 долларов, признав ее виновной по статьям «оскорбление полицейского» и «угрозы и оскорбления в адрес экипажа».