«АиФ» заинтересовался историей Марии Евгеньевны ещё весной. «Мне сказали, что дело сдвинется с мёртвой точки, когда выборы президента пройдут. А когда они кончились, попросили подождать до инаугурации», - ответила нам тогда Филатова.
Ей не привыкать ждать и терпеть. Олимпийские чемпионы другими не бывают. «Её отличительная особенность - беспримерная настырность, - рассказывает про спортсменку Александр Циммерман, директор СДЮШОР по гимнастике в Ленинске-Кузнецком Кемеровской области. - Вот вам пример. Она поехала дублёром на Олимпиаду 1976 г. в Монреале, но там показала такие трюки, что её, самую юную спортсменку Игр, включили в состав команды. И она выиграла «золото»!» Александр Эдуардович рассказывает про детство и юность Марии, про то, как её отца, шахтёра, убили, когда он возвращался с получкой домой. Про то, что жила Мария дома у своего прославленного тренера Иннокентия Маметьева, потому что ехать с окраины Ленинска-Кузнецкого в зал ей, совсем ещё девчонке, было страшно.
Перед Олимпиадой в Москве все сборы спортсменок проходили в Белоруссии. Марии там понравилось, и она сдала государству подаренную ей квартиру в Ленинске-Кузнецком и получила новую в Минске.
«В 1985 г. она устроилась в московский цирк, какое-то время выступала там. Познакомилась со своим мужем Александром Курбатовым. В 1987 г. родилась дочь», - продолжает Александр Эдуардович.
А когда пришли успехи, слава и достаток, развалился Союз. Мария со своими 42 килограммами наград - чемпионка всего, чего только можно, включая две олимпийские победы, - оказалась никому не нужна.
В 1991 г. ей с мужем предложили тренировать сборную Северной Ирландии. В Минске в тот момент жить было тяжело: она работала в фитнес-центре и во время беременности даже торговала вениками. С трудом оформили выезд за границу. Несколько лет они были счастливы, пока нужда не заставила снова переехать. «Мы хотели вернуться в Минск, но на меня замахали руками друзья: с каждым разом выехать было труднее и труднее! Вот так я уехала с советским паспортом в США и уже там стала пытаться выправить свои документы. За это время умерли мама, братья, тренеры. Я не была даже на их могилах», - сквозь слёзы рассказывает «АиФ» Мария Евгеньевна. Вообще всегда, когда я с ней общалась, она плакала. Каждый следующий вопрос о паспорте, о России, об отношении к ней вызывал горечь и разочарование. Она попросила какое-то время её не беспокоить, подождать - высокие чины за неё заступились, обещали продвинуть дело. Как потом оказалось, ничего не получилось, и у Марии на нервной почве случился микроинсульт. Тем временем «Аргументы и факты» в Москве пытались навести справки и попробовать помочь. «Но ведь она гражданка Белоруссии, - отвечали нам в Федеральной миграционной службе РФ. - Пусть сначала восстановит документы там, потом откажется от гражданства этой страны и попросит российское». «Я никогда не отказывалась от советского гражданства, поэтому никакого белорусского гражданства у меня нет, - отвечает на это Мария Евгеньевна. -
Я живу в США, в штате Нью-Йорк, тренирую детей в своём зале. Но хочу в Россию. Понимаете?» Я жду, когда она вытрет слёзы. И вытираю свои. Передо мной копия документа 2006 г., который пришёл в ответ на просьбу властей Кемеровской области о предоставлении Филатовой (по мужу - Курбатовой) гражданства Российской Федерации.
«Внимательно изучив предоставленные материалы, Комиссия (по вопросам гражданства при Президенте РФ. - Ред.) не нашла достаточных оснований для приёма в гражданство РФ указанного лица за особые заслуги перед Российской Федерацией...»
Если не она, то кто?
Редакция «Аргументов и фактов» обращается к Президенту РФ В. Путину с просьбой предоставить двукратной олимпийской чемпионке Марии Филатовой российское гражданство в исключительном порядке.
Зимой двенадцатого года. Как француз Депардьё получил российское гражданство
Французский актёр Жерар Депардьё получил российское гражданство. Более русского парня, чем этот француз, ещё поискать
Читать далее >>>