Примерное время чтения: 6 минут
611

Фигурант «дела Магнитского» нашел смерть в Великобритании

Сюжет «Списки Магнитского»

Свидетель замолчал навсегда

Один из ключевых свидетелей, 44-летний бизнесмен Александр Перепиличный, был найден мертвым в своем особняке в городке Уэйбридж в графстве Суррей. Бизнесмен бежал в Великобританию три года назад и, по словам друзей и соседей, на здоровье не жаловался.

Причина смерти Перепиличного устанавливается властями Великобритании. При этом, по данным британской The Independent, бизнесмен умер две недели назад, но информация просочилась в прессу только сейчас.

Перепиличный сотрудничал с прокуратурой Швейцарии, работающей над раскрытием схем отмывания денег российскими коррумпированными чиновниками.

Сам Перепеличный был деловым партнером Владлена Степанова, которого юрист британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский обвинял в отмывании денег в особо крупных размерах.

Степанов, бывший муж экс-начальника московской налоговой инспекции N28 Ольги Степановой, подозревался в причастности к хищениями крупных сумм бюджетных денег. Однако бизнесмен отвергал подобные обвинения, утверждая, что Перепиличный в 2008 году из-за собственных ошибок в бизнесе потерял 200 миллионов долларов, в том числе и деньги, принадлежащие самому Степанову.

После этого Перепиличный якобы и скрылся за границей, опасаясь не преследований властей, а претензий кредиторов.

Разоблачение и смерть Сергея Магнитского

История так называемого «дела Магнитского» насчитывает уже более пяти лет. В 2007 году руководитель отдела налогов и аудита в фирме Firestone Duncan Сергей Магнитский занимался делами одной из фирм-клиентов - фонда Hermitage Capital Management. Российское отделение организации было обвинено в уклонении от уплаты налогов. В ходе проведенных обысков была изъята документация фонда, а в аудиторской фирме Firestone - печати фирм, с использованием которых фонд работал в России. Сотрудники фонда, в том числе Магнитский, выявили факт перерегистрации фирм. В октябре 2008 года он дал показания следователю в связи с делом адвоката Эдуарда Хайретдинова, указывая на то, что изъятые документы и печати ряда фирм Hermitage были использованы для перерегистрации их на новых собственников и последующего незаконного возврата налогов на сумму 5,4 млрд рублей.

На эти средства, по данным Магнитского, участники хищения приобретали элитную недвижимость. В частности, вышеописанная начальница одного из подразделений налоговой службы Москвы, Ольга Степанова, купила недвижимость в Дубае. Одна из вилл в Дубае была оформлена на бывшего мужа Степановой и делового партнера ныне скончавшегося в Англии Александра Перепиличного, Владлена Степанова.

Среди возможных участников хищения называлась и фамилия Анатолия Сердюкова, в 2004-2007 годах возглавлявшего Федеральную налоговую службу, а затем ставшего министром обороны России.

В ноябре 2008 года, то есть спустя месяц после своих обвинений, Сергей Магнитский был арестован по обвинению в том, что помог главе фонда Hermitage Capital Management  Уильяму Браудеру уклониться от уплаты налогов.

На протяжении последующих 11 месяцев Магнитский находился в СИЗО «Матросская Тишина» и в Бутырке. Во время нахождения в тюрьме у  него было выявлено серьезное заболевание – камни в желчном пузыре, однако следствие не было намерено освобождать юриста. Кроме того, Магнитский не получил должной медицинской помощи. 

В итоге в ноябре 2009 года Сергей Магнитский скончался в больнице следственного изолятора.

Фото Андрея Стенина, РИА Новости

Среди причин его смерти в разное время фигурировали панкреонекроз, токсический шок, острая сердечно-сосудистая недостаточность и черепно-мозговая травма.

Похождения коммунистического внука

История ареста и гибели Сергея Магнитского быстро стала настоящим символом российского беззакония и коррупции. Ее широкое освещение и резонанс на Западе обеспечила активность главы Hermitage Capital Management Уильяма Браудера. Именно он, а не Сергей Магнитский, изначально вызывал интерес у российских правоохранительных органов.

В 1996 году внук лидера Компартии США Эрла Браудера Уильям основал  фонд для инвестиций в России. Особый интерес у фонда вызывали акции «Газпрома», Сбербанка, РАО «ЕЭС России» и других крупных компаний. До 2007 года деятельность Браудера в России была вполне успешной. Сам Браудер называл свою деятельность «борьбой за права миноритарных акционеров». Оппоненты полагали, что Браудер занимается финансовыми спекуляциями и пытается добиться влияния во властных структурах России».

При этом сторонники альтернативной версии в «деле Магнитского», в частности, известный журналист Вадим Речкалов, утверждают, что Браудер в своей деятельности в России не брезговал ничем, в том числе подкупом должностных лиц при помощи взяток, и наниманием на работу в качестве подставных лиц инвалидов Калмыкии. В 2003-2004 годах Браудер развил столь бурную активность вокруг покупки акции «Газпрома», что это встревожило российские власти, и в 2005 году бизнесмену запретили въезд в страну по соображениям национальной безопасности.

К этому времени в отношении махинаций фонда в России уже было возбуждено уголовное дело, а в 2007 году к нему добавилось второе, после чего Браудер вывез в Великобританию всех сотрудников фонда, работавших в России, в том числе россиян. Именно в этот момент и началась история с перерегистрацией фирм и незаконным возвратом налогов. Организатором всей схемы хищений, по версии следствия, был некто Октай Гасанов, который внезапно умер от сердечного приступа сразу после переофрмления фирм. Гендиректор фирмы «Риленда», одной из компаний, через которую выводились похищенные средства, скончался при загадочных обстоятельствах в 2008 году в Борисполе. Еще один участник схемы, руководитель Универсального банка сбережений Семен Коробейников, в том же 2008 году выпал из окна.

Кому нужна правда?

Таким образом, аудитор Сергей Магнитский к моменту своей смерти был, пожалуй, единственным человеком в России, кто располагал всей полнотой информации об этом запутанном клубке махинаций российских чиновников и инвестиционного фонда Hermitage Capital.  А как гласит древняя мудрость, кто слишком много знает, тот долго не живет.

Похоже, мертвый Магнитский устраивал всех гораздо больше, чем живой. И его гибель в таких условиях кажется закономерной.

«Дело Магнитского» фактически сразу после его смерти стало не юридическим, а политическим, превратившись в инструмент геополитики, с помощью которого удобно оказывать давление. Очередная загадочная смерть, на сей раз не в России, а в Великобритании, будет способствовать подогреванию страстей, но вряд ли поможет установлению истины.

В правде, похоже, всерьез не заинтересован никто из живых участников этой истории. А остальные теперь дают ответы уже на совсем ином уровне.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах