Похоже, устав от тщетности государственных мер по борьбе с пьянством за рулём, граждане перешли к уличной войне.
Как призвать водителей к порядку?
Слава богу, пока речь идёт не об отлове выпивох на улице и предании их суду Линча, а всего лишь о наглядной агитации. Но агитации весьма радикального характера.
На одной из самых оживлённых улиц столицы – Ленинском проспекте – появился новый баннер с «социальной рекламой». Проезжая мимо дома номер 62, изумлённые водители обнаруживали на белом фоне более чем откровенную надпись: «Мы устали предупреждать. Вы за…ли пить за рулём! Минздрав России».
Данный баннер доставил массу удовольствия водителям, которые не только сфотографировали его, но и активно стали выкладывать в соцсети. Так что как минимум одной цели неизвестные активисты добились – их «крик отчаяния» получил массовое распространение.
Рекламная компания, которой принадлежит щит на Ленинском проспекте, поспешила откреститься от своей причастности к данной акции. Баннер спешно демонтировали, дабы не нарываться на санкции. Хотя, поскольку данная «реклама» была размещена незаконно и быстро снята, самим хозяевам рекламного щита ответственность не грозит. Как, впрочем, и убытки – в текущем месяце данный рекламный щит был свободен.
Самим активистам, если их всё-таки удастся обнаружить, грозит штраф за мелкое хулиганство. Никаких более серьёзных санкций к ним, видимо, применяться не будет. Не держит обиды и Минздрав России, который, разумеется, не имеет отношения к акции. Хотя при этом сами сотрудники ведомства с удовольствием делятся друг с другом фотографиями «острой рекламы» в Твиттере.
Предположений о том, кто автор произведения, масса. Многие блогеры полагают, что так дерзко разместить нецензурный лозунг в центре Москвы могут только активисты одной из проправительственных молодёжных организаций. Однако те не торопятся признавать своё авторство.
Но что интересно, большинство комментаторов сошлось в том, что такая «антиалкогольная реклама» куда доходчивей и конкретней всех официальных роликов ГИБДД и Минздрава на эту тему.
Порно и хороший мальчик
Занятных и скандальных сюжетов с наружной рекламой в России более чем достаточно. И в отличие от случая на Ленинском проспекте, они не всегда пропитаны гражданской сознательностью.
Самый громкий случай произошёл в Москве в январе 2010 года, когда на Садовом кольце на огромном экране водители с изумлением вместо рекламы увидели… порнофильм. «Шоу» длилось 18 минут, пока техники не сумели отключить трансляцию. В результате выяснилось, что данное кино запустил хакер из Новороссийска, который впоследствии был осуждён не только за распространение порнографии, но и за сбыт марихуаны. Сам хакер признался, что рассчитывал показать ролик в супермаркете, «но промахнулся».
Эта история получила продолжение на премии «Серебряная Калоша», где данному «фильму» была присуждена премия «Не аватар года».
Довольно активно использовалась уличная реклама и в политических интригах. Летом 1998 года на Кутузовском проспекте Москвы появилась реклама в виде поздравительной открытки с текстом: «Рома любит семью. Семья любит Рому. Рома – хороший мальчик. Он хорошо устроился». Как потом выяснилось, так «приветствовали» миллиардера Романа Абрамовича конкурирующие олигархи. Обмен плакатными изысками продолжался некоторое время, ставя непосвящённых москвичей в тупик, но затем постепенно сошёл на нет.
Вообще, политическая составляющая очень часто фигурирует в скандальных историях с уличной рекламой. В феврале 2009 года московский метрополитен был заполнен картинками в стилистике Энди Уорхолла, на которых были изображены консервные банки с надписью «Американское сало» и перечислением сортов продукта – «классическое», «в шоколаде», «под борщ». Никаких пояснений к картинкам не следовало, оттого и возникло предположение, что эта акция направлена против прозападной политики руководства Украины. Затем появилась версия, что это вирусная реклама одного из издательств. В итоге руководство метрополитена почло за благо разорвать контракт с рекламодателем, дабы не нагнетать страстей.
Весной 2010 года рекламно-политический скандал имел место с журналом Esquire, разместившим на одном из домов на Сущёвском валу свою рекламу в виде обложки очередного номера. Ничего крамольного в этом, на первый взгляд, не было, если бы не её вид: рядом с фотографией певца Дэвида Боуи был размещён анонс темы номера: «Зачем балерины и геи вступают в «Единую Россию»? Интервью журналиста Андрея Лошака с балеринами, геями и другими партийными товарищами».
В таком виде плакат продержался меньше одного дня и был снят непонятно по чьему распоряжению. В рекламной фирме журналистам делали большие глаза и шёпотом поясняли, что в доме, на котором висела реклама, якобы расположена некая контора, связанная с ФСБ.
Как напугать бельгийцев?
С коммерческой рекламой тоже не всё ладно. Креативщики в поисках особого подхода к покупателям ходят по грани и порой её пересекают. В своё время общественность содрогнулась, когда на рекламных баннерах городов появилась яркая фраза «Сосу за копейки». Как оказалось, так одна из крупнейших сетей по продаже бытовой техники рекламировала свои пылесосы. После бурных дебатов создатели рекламы отступили, сменив двусмысленный глагол на более нейтральный.
Со времени истории с пылесосами прошло довольно много времени, но сказать, что создатели рекламы стали более корректны, не получается. В 2011 году в Ангарске появилась реклама ООО «Токио», которое владеет рестораном японской кухни.
Горожане на рекламных плакатах могли видеть милую девушку и текст: «Я худею от суши». Вот только буква «д» была изображена столь мелко и витиевато, что её как бы и вовсе не было заметно. В итоге антимонопольщики, почти год разбиравшиеся с компанией, добились-таки наказания в виде штрафа.
Надо сказать, что внутри России неудачная реклама всё-таки по большей части становится предметом для острот и шуток, а вот иностранцы не так к этому привычны.
Летом добропорядочные бельгийцы испытали шок, увидев в брюссельском метро рекламу компании «Аэрофлот». Рекламные баннеры под общим слоганом «Откройте для себя Россию» показывали Кремль и набережную Москвы-реки с высоты птичьего полета. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что по набережной следует колонна военной техники, везущая межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Согласитесь, что с учётом этого обстоятельства призыв открыть для себя Россию звучит ярче и убедительнее.
Бараны в борьбе за безопасность
Есть и ещё один жанр уличной рекламы – личные объявления. Фактически любой гражданин может за свои средства приобрести на определённый срок место на щите и разместить там всё, что заблагорассудится, в пределах, разумеется, закона. И тут уж народ креативит как может – от простых «Любимая, с днём рождения!» до экзотических вроде «Вася, айда с пацанами в сауну!»
Бывает, что такого рода реклама может и напугать. Так в одном из подмосковных городов на дороге, ведущей через лесной массив, между рекламными баннерами подгузников и продовольственного магазина целый месяц на рекламном щите размещалось фото некоего мужчины в траурной рамке и с двумя гвоздичками внизу. Никаких пояснений о том, что это за мужчина и что с ним произошло, не было. Однако водители, проезжавшие этот участок ночью, увидев такую «рекламу», признавались, что им было по-настоящему страшно.
Возвращаясь к рекламе, адресованной участникам дорожного движения, хочется отметить, что в этом смысле от России не отстают и бывшие союзные республики. В казахстанской Алма-Ате летом 2012 года, правда, занялись воспитанием не водителей, а пешеходов. Управление культуры города оплатило размещение билбордов, на которых был изображён упитанный баран, пересекающий проезжую часть.
Текст под картинкой гласил: «Люди переходят по правилам. Бараны – где придётся». Мнение общественности на сей счёт разделилось по «интересам»: водители довольны, пешеходы возмущены. При этом идею с баранами и пешеходами уже подхватили в Азербайджане.