Примерное время чтения: 6 минут
458

Мандат на бизнес. Вычистит ли Госдума всех дельцов из своих рядов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Жильё - 2012: каждый россиянин в состоянии купить несколько сантиметров жилплощади! 19/09/2012
Г. Гудков: «Всё, что творится в парламенте, - это позор страны». Фото РИА Новости

Думское большинство лишило-таки эсера Геннадия Гудкова депутатского статуса из-за его предпринимательской деятельности.

Правда, незаконный бизнес - лишь предлог для «размандачивания», считают эксперты. Скорее всего, Г. Гудков наказан за предательство: будучи полковником ФСБ в отставке и вполне респектабельным «системным» оппозиционером, он сблизился с лидерами протест­ного движения и участвовал в организации митингов. Он единственный в оппозиции, кто имел под ружьём целую армию крепких мужчин - сотрудников созданных им охранных фирм.Тем временем сам Гудков и его сторонники готовятся оспаривать решение Госдумы в судах.

Попутно они пытаются отплатить «единороссам» той же монетой. Так, эсеры добиваются проверки целой группы депутатов «ЕР»: списки «золотых кренделей» (так в оппозиции прозвали бизнесменов-«единороссов» - по названию фирмы, возглавлявшейся одним из них) публикует в своём блоге депутат и сын поверженного Г. Гудкова Дмитрий. Активизировалась и партия «Яблоко», которая второй год изучает декларации и составляет свою базу депутатских богатств.

«После начала «дела Гудкова» мы провели собственное исследование. Выяснилось, что как минимум 21 депутат Госдумы (16 из «Единой России» и 5 из ЛДПР) занимается тем же, за что Гудкова лишили мандата, - рассказал «АиФ» Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко». - Одни создали новый бизнес во время осуществления полномочий либо увеличили долю в старом. Другие создали, но успели избавиться от «порочащих» их компаний. Например, по данным «Яблока», Григорий Аникеев («ЕР»), уже являясь депутатом, в 2009 г. учредил ООО «Трейд-Маркетинг» с уставным капиталом 10 тыс. руб. Своего коллегу по партии переплюнул мультимиллиардер Айрат Хайруллин: за время депутатства он получил целых 7 бизнесов. У одного из них - ООО «Управляющая компания «Энергоинвесткапитал» - уставный капитал составляет 81 млн руб. Ещё один «единоросс» Валерий Язев увеличил свою долю в Уральском межрегиональном банке с 9% в 2007 г. до 55% в 2011 г. Кстати, остальные 45% капитала банка - у семьи депутата, поровну у супруги и двоих детей. (Взять комментарий у самого В. Язева не удалось. Ранее некоторые из депутатов-«единороссов» в ответ на обвинения оппозиции заявили, что сведения об их бизнесе являются устаревшими либо преувеличенными. - Ред.) Среди депутатов полно и тех, кто официально не владеет бизнесом, а оформляет его на родственников - жён, детей, братьев, - продолжает С. Митрохин. - Но управляют им фактически сами. Установить число таких депутатов невозможно, в открытых источниках подобных данных нет. Чтобы искоренить эту порочную практику, необходимо прописать в законе, что ни депутат, ни его ближайшие родственники не имеют права заниматься бизнесом. Если у парламентария есть крупные акции, их следует продать».

Капитальные интересы

Сергей Марков, известный политолог, проректор РЭУ им. Плеханова, тоже был депутатом Госдумы от «Единой России». Но в партийный список на выборах 2011 г. он не попал. Не поучаствовало ли в этом алкогольное и табачное лобби, с которым он пытался бороться в стенах нижней палаты? «Один депутат раньше возглавлял крупнейшее спиртоперерабатывающее предприятие, другая - лоббист транснациональных табачных компаний, - перечисляет С. Марков своих бывших оппонентов (фамилии редакции известны. - Ред.). - По моим оценкам, депутатов Госдумы, которые занимаются бизнесом, - половина. И если палату начать чистить, то ряды сильно поредеют… Условно таких депутатов можно поделить на две категории. Первые, даже не прекращая бизнес, активно участвуют в работе Думы: ходят на пленарки, заседания комитетов, пишут законопроекты и т. д. Гудков, например, относился к их числу. Вторая категория - это люди, которые не появляются в Думе годами. Приходят только в редкие дни - например, когда выступает президент. Одним из таких был депутат от ЛДПР А. Егиазарян (в 2010 г. был лишён неприкосновенности, скрылся в США и был объявлен в международный розыск. - Ред.). Все думцы-бизнесмены используют свой статус себе во благо, исключения крайне редки. Этот статус даёт возможность писать запросы министрам, участвовать в заседаниях, где присутствуют влиятельные чиновники. Скажем, на оглашение послания президента собираются все высшие сановники - члены правительства, кремлёвской администрации, силовики. Удобный случай «порешать вопросы». И ладно, если бы они утрясали только свои дела. Но когда депутаты лоббируют интересы табачного или водочного бизнеса - это откровенное вредительство, ущерб нации».

«Публично депутат может клясться, что передал весь бизнес и гол как сокол. А в кулуарах, среди коллег он откровенно признаётся, что пора, мол, бежать в офис, «делом заниматься», - рассказывает Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета. - В думский кабинет к нему, фактическому владельцу компании, приходят  подчинённые - отчитаться об удачах или проблемах. Никаких законных санкций к депутату, втихаря занимающемуся бизнесом, сегодня применить невозможно. Ведь законы бюрократия сочиняет под себя, обеспечивая себе и достаток, и неуязвимость. А как эти законы аукаются простым людям - дело десятое (показательный пример: явно в интересах управляющих коммунальных компаний был принят в первом чтении законопроект, увеличивающий сборы на капремонт жилья. Эксперты считают, что он увеличит квартплату на 15%). Между тем в УК есть понятие «незаконное предпринимательство». Его нужно расширить, внести поправку о том, чтобы считать преступлением предпринимательскую деятельность не только депутатов, но и прочих гослиц».

Он такой один?

Выходит, что г-н Гудков попался просто по глупости - неосторожно поставил свою подпись в протоколе собрания фирмы. Десятки его коллег поступают проще: на советы директоров приходят, указания дают, но в документах не «светятся». Да можно и не ходить в родной бизнес-офис: общаться с подчинёнными за деловым обедом в ресторане близ Думы, давать ценные указания по телефону… И ни один суд, скорее всего, не примет свидетельства очевидцев о том, что данный депутат по уши в делах, не имеющих ничего общего с законотворчеством.

Но вот незадача: если Дума, исторгнув из своих рядов Гудкова, этим и ограничится, то она сама себя выставит на посмешище. Ибо никто уже не поверит, что «он такой один».

Оцените материал
Оставить комментарий (14)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах