Фаст-фуд появился не вчера, и не в Северной Америке в образе биг-мака. Перекусить на ходу можно было и в древнем Египте, и в античной Греции, и в Риме. Везде были свои рецепты и свои предпочтения. В античности это были прообразы пиццы — лепешки с рыбой, кусочками мяса, соусами или овощами, в средневековой Европе — жареная требуха на куске хлеба, пирожки, куски плотной каши. В России тоже были свои идеи «быстрой» еды — гречневики, лапшевники, сочни.
С приходом картофеля, фаст-фуд стал активно использовать именно его. Вспомните хотя бы знаменитый фиш-энд-чипс в Великобритании!
По результатам народного голосования TopRussia, эта сеть ресторанов быстрого питания вышла на первое место, обогнав даже мастодонтов американского фаст-фуда. В чем секрет успеха «Крошки-Картошки»? Рассказал учредитель компании Андрей Конончук.
«АиФ»: — Андрей Леонидович, кафе «Крошка-Картошка» стали неотъемлемым участником российского рынка быстрого питания и любимым фаст-фудом россиян от Новороссийска до Владивостока. Ежегодно вы обслуживаете несколько миллионов посетителей. Расскажите, как родилась идея создания быстрой еды по-русски?
— Идею печеного картофеля с наполнителем как концептуального блюда в фаст-фуде придумали мы с соучредителем нашей компании Виталием Науменко. В принципе, все знают, что печеная картошка с наполнителем — любимое лакомство у разных народов; в различных кухнях мира встречаются блюда на основе картошки с мясом, грибами, рыбой... Но мы первые, кто на основе всем известного факта сумел построить ресторанный бизнес.
В 1998 году мы вышли на рынок с первым автокафе — это было как раз через несколько дней с начала кризиса. Как ни странно, сложившаяся критическая ситуация в экономике страны сказалась на нашем бизнесе благотворно — на фоне царящей паники мы стали позитивным примером возрождения российского бизнеса. Кстати, впоследствии такую же историю мы наблюдали и в 2009 году — кризис не особенно сильно ударил по фаст-фуду. Люди ведь, несмотря на все проблемы, остаются людьми: им нужны положительные эмоции, отдых. А фаст-фуд многим дает возможность поймать свою долю эндорфинов.
В итоге наша концепция полюбилась многим москвичам и заняла свою нишу среди концепций, представленных акулами международного фаст-фуда. Сегодня доля узнаваемости нашей сети ресторанов в Москве составляет более 70-80% — это очень достойный результат.
«АиФ»: — Как вам удалось достичь такой популярности?
— Наша стратегия выхода на рынок, вероятно, была правильно выстроена. Мы начинали с автокафе в людных местах: вокзалах, транспортных узлах... Люди стали нас узнавать и целенаправленно искать бренд. И к тому времени, когда мы начали осваивать крупные торговые центры, нас уже хорошо знали. В последние годы произошла смена потребительского поведения: раньше большинство людей отоваривалось на рынках, поэтому был популярен уличный фаст-фуд. Теперь же народ чаще посещает крупные супермаркеты — не только для шоппинга, но и для отдыха. Там же посетители обедают — на ресторанных двориках или в кафе. К тому же сейчас люди уделяют больше внимания качеству еду, а мы за этим следим строго.
«АиФ»: — Как вы относитесь к тому, что на рынке российского фаст-фуда появились подражатели «Крошке-картошке»? Это мешает вам?
— В том, что нам подражают ничего нового нет. В какой-то мере это говорит о том, что «Крошка-карошка» — сильный бренд и удачный бизнес. Веди подражатели копируют только сильных — это факт. Однако еще никто не научился подражать нам грамотно. У этих «пародистов» (как мы их зовем) обычно по 2-3 точки — и именно поэтому они изначально обречены на неуспех. У нас, как у разветвленной сети, сложились прочные отношения с поставщиками, мы постоянно контролируем их продукцию и в случае чего, можем на них надавить. У нас большой штат обучающего, проверяющего персонала. У маленьких «пародистов» ничего этого нет, у них все местячково и несистемно.
«АиФ»: — Вы боретесь с подражателями?
Конечно, мы не приветствует их деятельность, однако пресечь ее юридически на сегодня возможностей не имеем — если уж они, конечно, совсем внаглую не используют наш бренд. Однако они делают все тоньше: придумывают логотипы в той же цветовой гамме, что у нас, только меняют пару-тройку элементов и используют похожие названия. Например, в Питере была сеть «Чудо-картошка». В итоге она ушла с рынка и все свои точки предложила нам на выкуп.
То же самое случилось с точкой «Пан-Картофан» в Самаре. Обидно, что часто претензии по деятельности таких подражателей приходят все равно к нам. Наше главное конкурентное преимущество — это любовь людей, которую мы очень бережем, и прекрасно понимаем, то если мы чуть-чуть отпустим вожжи, не уследим где-то за качеством, то народ от нас быстро отвернется. Доверие завоевать очень сложно, а потерять — очень легко.
«АиФ»: — Ваша убедительная победа в авторитетной независимой народной премии TopRussia — весомое доказательство доверия. По данным интернет-опроса, бренд «Крошка-Картошка» занял первое место в номинации «Фаст-Фуд». Вы планировали победу или она была для вас неожиданностью?
— Должен отметить, что об этой победе мы и сами узнали случайно и были, конечно, приятно удивлены. В этом голосовании участвовали пять основных игроков рынка. Сначала мы вышли в полуфинал вместе с популярной американской сетью закусочных, а потом, как оказалось, победили даже ее. Разумеется, такая народная любовь дорогого стоит. Тем более что таких исследований мы не заказывали, не финансировали, поэтому все было очень честно. К тому же стала очевидной тенденция: раньше считалось, что все иностранное — это круто, а наше — так себе. Теперь мы видим, что в сознании потребителей произошел переворот, наше, исконно русское, стали ценить по достоинству. И люди вновь вернулись к своей исконной русской кухне.
Главное — в настоящей пользе печеного картофеля!
«АиФ»: — Наверное, вы знаете, что во всем мире сейчас идет движение против фаст-фуда. Его противниками выступают и врачи, и ученые, и организаторы детского и общественного. Как соотносится с концепцией фаст-фуда идея «Крошки-картошки»?
— Да, бытует мнение о том, что питаться в фаст-фуде вредно... Отвечу так: если человек будет есть один салат с грядки, очень полезный салат, у него неминуемо начнутся проблемы с обменом веществ. Если будет питаться только диетической отварной курицей — наверняка заработает как минимум авитаминоз. И если человек ест на завтрак, обед и ужин фаст-фуд — это человек, своего рода «алкоголик». Здесь главный вопрос — в сбалансированности питания. Например, один наш клиент когда-то придумал нам слоган «Печеный картофель — самый полезный». И это — чистая правда.
Диетологи рекомендуют печеный картофель даже людям с заболеваниями печени. Более того, печеный картофель является обязательным ингредиентом так называемой диеты номер 5 — самой строгой диеты, которую выписывают тяжело больным людям. Предлагаемое нами меню очень сбалансированное. Можно выбрать блюда на любой вкус — легкие, сытные, диетические...
Например, для тех не любит объедаться, всегда есть легкие наполнители к нашей картошки. А есть, например, такое мужское зимнее блюдо — картошечка с салом. К нам ходят и богатые, и бедные; и молодые, и старые; и христиане и мусульмане... По данным Gallop, мы популярны во всех группах населения. К тому же мы никогда не скрывали, какие ингредиенты используем при приготовлении блюд.
Мы ни в коем случае не применяет усилителей вкуса, ГМО, ароматизаторов и другой химии.. Только в Москве ежедневно мы продаем 15-20 тонн картофеля.. И в договоре с каждым поставщиком у нас строго прописано, что картофель должен быть выращен без использования удобрений. При этом в любом случае мы проводим дополнительные анализы поступающей продукции — на пестициды, патогенные микроорганизмы, различные заболевания картофеля. И если что-то не так — партия не принимается.
«АиФ»: — И все же диетологи говорят, что картошка и стройная фигура — несовместимы. Есть ли у вас аргументы против этого утверждения?
— Это утверждение я считаю большой чушью. Люди просто мало знают о картофеле. Эта любимая многими пища несправедливо считается «балластной» — не содержащей питательных веществ, витаминов и к тому же слишком калорийной... Не все, например, знают, что съев 100 граммов (2 небольших клубня) вареного картофеля, вы удовлетворите 1/5 дневной потребности в калии и витамине С. К тому же картошка не так калорийна, как многие представляют. Так, самое калорийное картофельное блюдо — картошка фри (276 кКал — 1/7 дневной нормы), а самое легкое — картофельное пюре (всего 75 кКал — 1/27 суточной потребности).
«АиФ»: — Часто задают вопрос — откуда берется такой крупный картофель?
— Тут все очень просто — это отборный картофель определенных сортов. Если вы покупаете пару килограмм картошки, наверняка в них найдется 2-3 крупных клубня. Мы отбираем такие клубни у разных поставщиков — у российских, белорусских, египетских, израильских, европейских и даже иранских. У нас стоит огромная машина, которую мы называем «Сибирский цирюльник» — в ней мы картошку моем. Иногда с картофелем бывают проблемы — например, в 2010 году из-за засухи и жары в России был неурожай. Но мы находили выход и из этой ситуации. В 2011 году, слава богу, урожай был хорошим.
«АиФ»: — Если бренд «Крошка картошка» — подчеркнуто российский, то вы, очевидно, работаете преимущественно с отечественными производителями?
— Для нас все же главное — соотношение качества и цены. Если перевес на стороне российского производителя — мы идем к нему. Например, хлебо-булочные изделия для нас выпускают российские хлебозаводы. Грибы для нас собирает вся Карелия. Мы закупаем отечественных кур. У нас производят прекрасную индейку, но, к сожалению, ее очень мало.
Однако, увы, наши производители нередко проигрывают с точки зрения соотношения «цена-качество». Качество некоторых наших продуктов нас не устраивает: например, мясо мы вынуждены закупать импортное.
«АиФ»: — Однако, многие люди предпочитают не питаться в уличных кафе, опасаясь недоброкачественных продуктов. Как вы контролируете качество продуктов для приготовления блюд в «Крошке-Картошке»?
— Контроль качества продуктов — это наша главная обязанность перед покупателем. «Крошка-картошка» настолько известна, в том числе и потому, что у нас добротная еда.
Да, периодически в разовых, не сетевых точках общепита не увидишь полноценного контроля. Таким серьезный контроль качества просто не по силам. И они, как правило, быстро уходят с рынка.
Мы же вкладываем огромные средства в соответствие различным стандартам (как внешним, утвержденным в стране, так и внутренним, разработанным нами) и в многоступенчатую систему весьма жесткого контроля, которая позволяет гарантировать, что некачественные, несвежие продукты просто не доходят до конечного потребителя. У нас есть свои контролирующие точки — мы следим за качеством исходящего сырья, отмечаем состояние продукции на входе в специальном контрольном журнале; проверяем продукты каждые три часа.