Я думаю, что после президентских выборов протестная волна начнет постепенно стихать. При этом никакого прессинга со стороны властей по отношению к ним не будет. По крайней мере, мне бы этого очень хотелось. Кто бы ни стал президентом, преследование оппозиции стало бы для него серьезной ошибкой. Впрочем, я почти уверен, что президентом будет Путин, он – лидер, которому трудно кому-либо что-либо противопоставить, и даже в моей программе на «Первом канале» Жириновский де-факто много раз заявлял, что Путин и так будет президентом, то есть один из кандидатов официально уже признал победу Путина и то, что невозможно с ним конкурировать.
Мне хотелось бы, чтобы не было пира победителей, потому что у Путина сейчас есть шанс, как у возможного президента, стать не формальным национальным лидером, которым тебя провозгласила «Единая Россия» на митингах и пропели разные придворные журналисты, а лидером разных людей, строителем нации.
Дело в том, что сам факт объявления Ельциным суверенитета Российской Федерации не был фактом возникновения новой нации. Это было просто сообщество людей, которое по воле исторических бурь и случая, независимо от своего решения, оказалось вот в таких границах, в такой этнокультурной, этнополитической конфигурации когда-то в 1991 году. Ни один человек, ни один публицист не грезил о возникновении страны в таких границах, под таким названием, с таким народонаселением и с такой политической системой. Никакие умы выдающиеся об этом не писали, не страдали за это на каторгах, не боролись за это ни с кем. Никто не полагал, что это будет вот так, с трагедиями и болью.
Мне кажется, что сейчас после тяжелой и неоднозначной, но, безусловно, успешной стабилизации начала 2000-х, когда были решены 4 задачи:
Первая задача в 1999 году, которую нельзя было решить без крови и войны, к сожалению, - это сохранение и защита территориальной целостности страны;
Вторая задача – это консолидация элиты, причем элиты не какой-то мистической и существующей где-то на небесах, а совершенно реальной элиты, которая имела криминальное прошлое, потому что в 90-ые годы не было людей на местах, которые хоть что-то из себя представляли и не совершали преступлений, экономического или другого порядка, так или иначе эти люди определяли по всей стране ситуацию, их надо было консолидировать, собрать, поэтому была создана «Единая Россия» как инструмент консолидации;
Третья задача – это концентрация стратегического управления и стратегического госкапитала, возникновение госкапитализма и создание свободного инвестиционного пространства, необходимость расплатиться по внешним долгам. Это тоже было решено. Были, может быть, тяжеловесные, неэффективные решения, но мы же лепим из той глины, которая есть.
Были созданы госкорпорации, которые смогли задать стратегическое направление, была создана банковская система, спасибо Кудрину огромное за это, были выплачены долги, пошли какие-то проекты.
Сейчас перед Путиным стоит задача уже не технологическая, а человеческая. Это задача формирования политической нации, она только сейчас начинает формироваться. Нация, которой нужна, на мой взгляд, новая Конституция, которая будет написана пусть не выдающимися, но все-таки юристами, такими как Эбзеев, Румянцев, Зорькин, которые писали Конституцию 1993 года. Я всех не перечислю, их там было много, они навсегда войдут в историю нашей страны как люди, которые внесли огромный вклад в развитие нашей страны. Сегодня Конституция должна носить характер общественного договора, страна изменилась принципиально по отношению к 90-ым годам, в стране сформировались совершенно новые регионы с совершенно новыми укладами, которых Россия не видела никогда в своей истории.
Наша страна - прежде всего Федерация, и иное ее понимание кажется мне деструктивным, неправильным, потому что слишком различны мы. Чеченская республика, где 98% населения – мусульмане, причем мусульмане, придерживающиеся определенного направления ислама, связанного с суфийскими, тарикатскими, кадаритскими направлениями; Дагестан, где образовалась, наряду с тарикатами, огромная община салафитов, которые не все хотят сражаться с Россией. Калмыкия, куда Далай-лама рвется, где калмыки вполне ощущают себя буддистами, Бурятия, Москва – центр либеральной западной цивилизации, агностической во многом и одновременно мегаполис Вавилон.
Эти разные куски огромной страны требуют нового формата отношений между собой. Я считаю задачей Путина - формирование общественного договора, в котором примут участие в том числе граждане Российской Федерации с точки зрения неизбывности и непоколебимости их личных религиозных или этнических предпочтений. Это должен быть реальный союз между народами, огромным количеством народов при лидерской политической, культурной функции русского народа, который является самым большим народом страны. Это нельзя сделать без осуществления гражданских прав, без развития гражданских институтов, без развития местного самоуправления.
Приведу простой пример. Вы не можете ограничивать перемещение граждан Российской Федерации. Мы знаем, что внутренняя иммиграция порождает проблемы, когда жители Кавказа, многие из которых очень хорошие достойные люди, но люди немного другой культуры, приезжают, ладно в Москву, в Москве, на мой взгляд, никаких проблем нет, это надуманные проблемы, куда-то в глубинку России, где люди живут совсем другим укладом, менталитетом, по-разному относятся к спиртному, возникают трения. Как быть? Просто запретить на федеральном уровне? Это нарушение Конституции, нарушение прав человека. Нельзя запретить человеку, исходя из его регионального, этнического или религиозного происхождения, жить в какой-либо точке Российской Федерации, он – гражданин. Если нарушается принцип универсальности гражданства внутреннего, то тогда это просто не государство.
Я считаю, что единственный способ – это местное самоуправление, когда люди приезжают куда-то, где надо построить дорогу или какой-то комбинат, местными силами, допустим, не построишь, надо привезти 1000 рабочих: таджиков, узбеков или кого-то еще. Как быть? Я считаю, что надо обязательно получать согласие местного самоуправления на это, причем в небольших городах это можно сделать и открытым референдумом, не обязательно использовать коррумпированного мэра или коррумпированный исполком. Допустим, местное самоуправление может поставить условие: для иностранных рабочих специальное место проживания, все должно быть комфортно, они должны быть защищены.
Мне кажется, что унижается наше русское достоинство, когда мы знаем, что рядом с нами проживают узбеки или таджики, которых как рабов держат, мы не можем допустить работорговлю и унижение людей на территории нашей страны, это недостойно нас и наших принципов свободы и справедливости. Это важно. Между прочим, Путин дает некоторые ответы в своих статьях, есть там 2 строчки о том, что необходимо передать местные налоги местному самоуправлению. Это настоящая революция, это создает экономическую базу для демократии на местах. Без широкой демократизации, без создания независимой экономической базы для развития народовластия на местах, местного самоуправления и одновременно без укрепления федеральной власти, которая должна защищать стратегические границы страны, стратегические тренды развития страны, создавать мегапроекты, в которых так нуждается наша страна, создавать правила для привлечения рабочей силы, будущего у России просто нет, это две связанные вещи: укрепление федерального государства и расширение народовластия.
Полная версия онлайн-интервью Максима Шевченко