Примерное время чтения: 8 минут
545

Какое образование нас ждёт?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Резину добудут... из одуванчиков 22/02/2012
Одна из моделей оплаты труда педагога основана на «ученико-часе»: так можно учесть интенсивность работы преподавателя, в том числе в зависимости от количества ребят в классе. Фото Алексея Витвицкого

Образование - тема, которая никогда не перестанет волновать ни наших читателей, ни страну. О будущем учителей и преподавателей, школ и вузов, учеников и родителей - именно об этом беседовал с теми, кто дозвонился в редакцию, Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации.

Дела школьные

Школы стали очень самостоятельными. Откуда они будут брать деньги на зарплаты учителям?

В. Шмакова, Москва

- Самостоятельными стали не все. Казённые школы будут работать по жёсткой смете, от которой нельзя отступать. Несколько больше самостоятельности появилось у бюджетных и автономных учреждений. Первые теперь могут корректировать собственные сметы, не согласовывая каждое движение средств с учредителем. Это необходимо, потому что изначально в годовой смете крупной школы трудно на длительный период спланировать точное число закупаемых стульев, парт, учебных пособий, хозяйственных средств.

Ещё больше свободы получают автономные учреждения. У них появляется право самостоятельно устанавливать закупочные конкурсные процедуры. Но обязательно открыто, с участием наблюдательного совета, под строгим общественным контролем. Больше свободы - больше ответственности.

Оплата труда учителя не учитывает стаж! Почему?!

Г. Жукова, Мурманск

- Сейчас каждый регион, даже каждое образовательное учреждение имеют право устанавливать свои системы оплаты труда. Некоторые не учитывают стаж учителей. Иногда это оправданно и позволяет существенную часть средств фонда оплаты труда направлять на выплаты за качество преподавания - так называемые стимулирующие выплаты. Появляется больше стимулов привлекать в школы молодых учителей, которые, работая творчески, стараются достичь высоких результатов и получить бонус за качественную работу. При выплатах «за стаж» такого стимула у них нет. Кстати, число вакансий в школах с 2003 г. сегодня сократилось с 20 тыс. до 4,5 тыс. Но со стажем приходит опыт, а с ним и результаты. Поэтому стимулирующие выплаты косвенно связаны и с ним.

Сейчас мы создали возможность всем заинтересованным работникам образования обсуждать и выбирать приемлемую систему оплаты труда, участвуя в работе дискуссионного клуба. Там представлены видео­ролики: сами педагоги рассказывают о новых системах оплаты труда.

Кто и как должен оценивать качество работы учителя?

Венера Викторовна, Москва

- Заработная плата учителя состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. В базовую часть входят деньги за выполненный объём работы: проведённые уроки, проверенные тетради, внеклассные меро­приятия, заведование кабинетом и так далее. Стимулирующие выплаты назначает совет школы. В него входят педагоги, администрация, родители, часто - несколько учеников. Они оценивают результативность работы учителя, утверждают распределение стимулирующих выплат. Методики оценки результатов работы педагогов разные. Традиционно - это успехи детей в олимпиадах, конкурсах, школьных мероприятиях, результаты ЕГЭ. Но сегодня также оценивается и индивидуальный прогресс. Если в прошлом году едва перебивался с двойки на тройку, а в настоящем стал получать и четвёрки - это также может быть заслугой педагога.

Почему наша заработная плата привязана к региональному стандарту?

Павел Борисович, учитель физики

- В регионах разные модели оплаты труда. Первая основана на установлении базового оклада (его размер определяет правительство региона для разных профессиональных групп, в том числе для педагогов). К исходной сумме для каждого учителя, исходя из его урочной нагрузки, устанавливаются свои повышающие коэффициенты.

Другой вариант: принять за основу 36-часовую рабочую неделю. Внутри неё могут быть учебные и неучебные часы, а размер оплаты утверждается на уровне органов управления или школы.

Третья модель основана на «ученико-часе». Она учитывает и количество уроков, и численность учеников в классе: в постоянной части зарплаты учителя учитывается интенсивность его труда.

Начиная с 2012 г. все органы управления образованием будут стремиться так рассчитывать нормативы финансирования школ, чтобы средняя заработная плата педагогов приравнивалась к средней заработной плате в экономике региона. Это позволит создать действительно привлекательные рабочие места в школе.

Поступаем в вуз

Как в этом году будут принимать в университеты?

П. Марков, С.-Петербург

- Правила поступления в выс­шие и средние специальные учебные заведения почти не изменились. Абитуриентов зачисляют в основном по результатам ЕГЭ. Творческие вузы устраивают и профессиональное испытание. К 1 февраля все вузы должны были вывесить на своих сайтах правила, утвердить перечень направлений подготовки для приёма первокурсников, список предметов, результаты которых должны быть представлены по итогам ЕГЭ.

Выпускникам школ до 1 марта необходимо подать заявление с перечнем экзаменов, которые они планируют сдавать. Русский язык и математика обязательны, остальные предметы - по желанию.

Одна особенность этого года - льготники могут подать заявления только в один вуз, а не как ранее - в пять учебных заведений. В остальных придётся сдавать экзамены на общих основаниях.

Ходят слухи, что в скором времени ЕГЭ или вообще отменят, или сделают добровольным.

А. Маркова, Калуга

- Думаю, это лишь слухи. Судите сами: за годы своего существования число талантливых ребят из глубинки, способных поступить в престижные столичные вузы, увеличилось почти в 2 раза. Именно этого и хотели те, кто придумывал и начинал ЕГЭ, - отказаться от сложившейся к концу девяно­стых порочной практики набора в вузы с 9-го класса, когда вузы для себя создавали школы и за деньги гарантировали поступление. Если бы не ЕГЭ, в вузы сейчас поступали бы исключительно богатые, а не способные.

Вместе с тем, как и любой экзамен, ЕГЭ будет совершенствоваться: экзаменационные задания станут более творческими, процедуры оценивания - прозрачными и подконтрольными общественным наблюдателям, а подготовка к экзамену - менее рутинной. Со временем, мы надеемся, опытные педагоги и эксперты предложат модель портфолио, когда вместе с результатами ЕГЭ при поступлении в вуз можно будет учитывать и иные достижения учащихся.

Кроме того, ЕГЭ удобен - не надо сдавать две группы экзаменов: при выпуске из школы и при поступлении в вуз. К этому уже привыкли.

Школа остаётся бесплатной

Почему обучение в средней школе делают платным? Когда Дума примет этот бесчеловечный закон?!

М. Степанова, Ногинск

- Миф о платном образовании придумали безответ­ственные политики. Это старый способ: сочинить страшилку, сделать вид, что её побороли, и тем самым завоевать общественное доверие. Я работаю в министерстве больше 7 лет и не помню ни одного года, когда бы мы не опровергали миф о платном школьном образовании. Положено в старшей школе 36 бесплатных часов (предел установленной санитарной нагрузки) - все эти часы останутся бесплатными.

Что касается нового законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», то мы выходим на финишную прямую перед внесением его в Государственную думу. Продолжит работу сайт edu.crowdexpert.ru. Общественные дебаты, в которых приняли участие тысячи граждан, помогли доработать законопроект.

Зачем нам учителя, если они всех детей поголовно отправляют к репетиторам, особенно в выпускных классах? Родители тратят огромные деньги.

Наталья, Красноармейск

- Справедливый вопрос. До ЕГЭ его не задавали, потому что учителя и учили, и принимали экзамены, оценивая не только учеников, но и самих себя. Но сейчас появилась внешняя оценка, стали возможными стимулирующие выплаты в рамках новых систем оплаты труда. Если учитель будет заинтересован работать качественно, никакие репетиторы не понадобятся.

С другой стороны, и родителям надо понимать: дополнительные знания из вузовской программы, которые часто дают репетиторы, для успешной сдачи ЕГЭ не понадобятся. Все задания ЕГЭ сформированы в рамках обычной школьной программы. Репетиторы часто на этом спекулируют, говоря о том, что дадут ребятам нечто особое, чего в школе получить нельзя. Лучше выбрать какой-то кружок или курсы дополнительного образования в соответствии с интересами ребят. У меня самого старшая дочь в 10-м классе, мы именно так и поступаем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах