На днях состоялся III ежегодный форум, посвящённый безопасному Интернету. Насколько остра сегодня эта проблема для молодёжи? С этим вопросом мы обратились к члену Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председателю Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимиру ЛЕГОЙДЕ.
«АиФ»: - Владимир Романович, насколько велика опасность тлетворного влияния Интернета на подрастающее поколение? Может, оно преувеличено?
В.Л.: - Патриарх Кирилл недавно сказал, что от содержания этого пространства «будет во многом зависеть будущее не только России, но и всей человеческой цивилизации». Я не считаю это преувеличением. Безусловно, Интернет предоставляет нам массу возможностей - быстрота получения информации, быстрота общения. Одинокий человек способен найти здесь единомышленника и друга, инвалид (и не только) - работу. Но следует учитывать, что человеку всегда по голосу инстинкта действовать проще, чем по голосу разума и совести. То есть без внешней помощи борьба между внутренними нравственными установками и устремлениями инстинкта всегда оканчивается, по меткому выражению патриарха, «поражением убеждений и нравственного начала».
Особенно же негативному влиянию в Сети подвержены подростки - это наиболее уязвимая группа. Увы, из просторов Интернета можно не только почерпнуть массу прекрасного и познавательного, но помимо воли столкнуться подчас с откровенным непотребством. Это, как правило, либо «самовыражение» извращенцев, людей с неуравновешенной психикой, либо «продукт» людей, жаждущих любой ценой сделать деньги. Значит ли это, что мы должны отказываться от преимуществ Всемирной паутины? Отнюдь нет. Но оставлять пользователя, в особенности детей и подростков, один на один с духовными рисками, таящимися в Интернете, было бы как минимум безответственно.
«АиФ»: - Как можно составить список «плохих» ресурсов, если Интернет столь обширен?
В.Л.: - Существует два подхода к проблеме защиты ребёнка от нежелательного контента в Интернете. Один способ - «белый Интернет». Родители приобретают тариф, по которому ребёнок на домашнем компьютере допускается лишь на те сайты, которые прописаны в «белом списке». «Белый список» может включать свыше тысячи сайтов, но всё равно это ограничение, в том числе в отношении ресурсов, которые могут оказаться познавательными, интересными и неопасными, но попросту не учтены и не «обелены». Также этот метод недостаточно эффективно работает в социальных сетях, которые, как известно, невероятно популярны среди молодёжи. Второй способ - пользоваться открытым Интернетом, ограждая себя от заведомо вредоносных ресурсов, внесённых в чёрный список. Но, как вы справедливо заметили, Интернет необъятен, как океан. Каждый день создаются новые сайты. И потому все сомнительные ресурсы никак не отловишь и в списки не занесёшь. Но это не значит, что нужно бездействовать.
Кибердружинники
Культивирование пространства безопасного Интернета не сводится к одним лишь чёрно-белым спискам. Существуют, например, кибердружины - в них собираются добровольцы, готовые отслеживать правонарушения и опасный контент в Сети. Благодаря их деятельности некоторые сетевые педофилы уже привлечены к ответственности. А в работе находятся сотни досье на других подозреваемых, данные по которым пока проверяются. Или взять хотя бы линию помощи «Дети онлайн», куда могут обратиться подростки, столкнувшиеся с неприличными предложениями, угрозами или мошенничеством в Интернете. Так что я бы не судил о вопросах интернет-безопасности в чёрно-белых тонах, не сводил бы всё к одним лишь фильтрам.
«АиФ»: - Правомерно ли со стороны родителей устанавливать такие фильтры для своих детей?
В.Л.: - Какова здесь степень запрета? Если родители не позволяют своему ребёнку в неограниченных количествах питаться фастфудом и днями напролёт смотреть телевизор - язык не поворачивается назвать это «ограничением свободы», - это попросту воспитание. К слову, подчас родительское внимание к жизни своего чада оказывается куда эффективнее любых «чёрных» или «белых» фильтров.
Действовать сообща
«АиФ»: - Установка фильтров на школьные компьютеры приведёт к неизбежному росту трафика. Кто будет это финансировать?
В.Л.: - Надеюсь, компьютерные нововведения в школах будут реализовываться по общей договорённости между государством, бизнесом и обществом. Ведь в данном вопросе недостаточно отдельных реформ на уровне государства либо отдельных инициатив со стороны граждан. Когда речь заходит о духовно-моральных вопросах, необходима общая нравственная установка в обществе, некое согласие по тому, что мы считаем базовыми ценностями, а что для нас неприемлемо. Подчеркну: Церковь здесь ведёт речь в первую очередь о нравственном аспекте. Причём под Церковью я подразумеваю не только собрание клириков, но и инициативную группу неравнодушных мирян. Которые, к слову, готовы не только молиться, но и предложить своё видение проблемы, помочь активными мерами. Интернет и вправду глобален и необъятен. Поэтому мы сможем добиться ощутимых результатов, лишь действуя сообща.