Сегодня днем в Сирию с официальным визитом прибывает глава МИД России Сергей Лавров. По его словам, он везет в страну послание от президента РФ Дмитрия Медведева, суть которого он раскрыть отказался. По его словам, внешняя политика и дипломатия «требуют более классических подходов. Если я сейчас все расскажу, то можно и не ехать, а общаться через микрофон или СМИ - предпочитают отдельные страны», - заявил он, намекнув на США и ЕС.
Вместе с Лавровым на Ближний Восток летит и глава Службы внешней разведки России, экс-премьер Михаил Фрадков. О том, зачем он понадобился на переговорах, также ничего не известно. Впрочем, в Вашингтоне надеются, что Лавров и Фрадков объяснят Асаду сложившуюся вокруг него сложную ситуацию и подтолкнут его к добровольному уходу. Такую надежду на исход переговоров дала представитель Госдепартамента Виктория Нуланд.
Вместе с тем сам Лавров заявил накануне, что позиция России по Сирии остается неизменной. Требования международного сообщества должны быть предъявлены не только сирийскому руководству, но и лидерам оппозиции. При этом насилие, откуда бы оно ни исходило, должно быть прекращено. Вмешательство в ситуацию извне недопустимо, а диалог должен начаться без предварительных условий.
Напомним, в минувшую субботу, 4 февраля, Россия и Китай, воспользовавшись правом вето, уже во второй раз забраковали в Совете Безопасности ООН очередную резолюцию по Сирии. В Москве заявили, что при подготовке документа не было принято российское предложение смягчить ультимативный характер требований, в частности об отстранении Асада от власти в течение трех недель.
Кроме того, резолюция ООН не касалась обязательств на вооруженные группы, борющиеся с режимом, и не призывала их отвести свои силы из районов столкновений. «Такая резолюция означала бы, что СБ ООН встает на сторону одного из участников гражданской войны», - пояснил Сергей Лавров.
Минувшим днем на пресс-конференции после переговоров со своим коллегой из Бахрейна Халедом аль Халифой, глава российской дипломатии заявил, что резолюция была поставлена на голосование поспешно. По его словам, Россия просила СБ ООН не ставить проект на голосование до тех пор, пока Лавров и Фрадков не посетят Дамаск. «В отказе подождать нашего возвращения из Дамаска просматривается явное неуважение», - отметил дипломат.
Позиция России и присоединившегося к ней Китая вызвала небывалый гнев со стороны западных стран. «То, что произошло в ООН - это просто пародия, - заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон. - После того как Совет Безопасности был кастрирован, нам придется удвоить наши усилия за пределами ООН и работать совместно с теми союзниками и партнерами, которые поддерживают право сирийского народа на лучшее будущее». В аналогичном тоне высказалась и канцлер Германии Ангела Меркель, заявившая, что позиция Москвы и Пекина вызвала в Берлине шок.
В ответ на критику Лавров заявил, что некоторые западные оценки действий Москвы в Совете Безопасности по сирийской резолюции «звучат неприлично, где-то на грани истерики. С помощью таких, в общем-то, истеричных заявлений пытаются, прежде всего, затушевать суть того, что произошло и происходит», – заявил он. Ранее, во время турне по Австралии и Океании он заявил, что «мы не друзья и не союзники президента Асада. Мы никогда не говорили, что кризис можно разрешить, только если президент Асад останется у власти». По его словам, смена режима, призывы кого-либо к отставке – «это не наше занятие. Сами сирийцы должны решать, как управлять их страной, как проводить реформы и какие это должны быть реформы. Не должно быть никакого внешнего вмешательства», - уверен дипломат.