Как выяснила комиссия Минздравсоцразвития и Рособрнадзора, в базе данных абитуриентов второго меда зачисленными значились мёртвые души с высокими баллами по ЕГЭ. Предполагается, что это было сделано для того, чтобы позже, в ходе третьей и последней волны зачисления, в вуз поступили реальные абитуриенты, но с более низкими результатами ЕГЭ. Поступили, по всей видимости, небесплатно.
Мёртвые души
Первыми должностей сразу лишились секретарь приёмной комиссии РНИМУ им. Н. И. Пирогова и другие сотрудники вуза, причастные к махинациям со списками абитуриентов. Генпрокуратура направила материалы дела в СК для принятия решения об уголовном преследовании виновных. «Было выявлено 626 случаев записей об абитуриентах, личных дел которых приёмная комиссия представить не смогла, - сообщил Вадим ЕГОРОВ, директор Департамента образования и развития кадровых ресурсов. - В настоящее время эти случаи исключены из рейтинговых списков».
Обман случайно вскрыл никак не заинтересованный в поступлении программист Виктор Симак. По его словам, по просьбе одного из абитуриентов он с помощью компьютерной программы проанализировал списки из 20 тыс. поступающих в медвузы Москвы. Так и обнаружились «призраки».
Даже школьнику понятно, что ЕГЭ дискредитировал себя со всех сторон. «Годовой оборот коррупционных денежных средств в отечественном образовании составляет около 5,5 млрд долл., что сравнимо с бюджетом небольшой страны, - говорит «АиФ» Виктор ПАНИН, заместитель председателя комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. - По моим сведениям, до половины выпускников могут иметь аттестаты, полученные с нарушениями».
За баллами в село
Идея ЕГЭ поначалу казалась прекрасной: засчитывать выпускные экзамены в школе как вступительные в вузы. Предыдущее поколение помнит, сколько сил и нервов стоило юноше или девушке из глубинки добраться до крупного города, подать документы и снова сдавать экзамены после выпускного. ЕГЭ решает эту проблему: его результаты можно отправлять сразу в 5 вузов на 3 специальности по почте и ждать решения приёмной комиссии. Чем больше баллов у сдавшего ЕГЭ (максимум - 100), тем выше его шансы поступить в лучший вуз. Но уже на этапе сдачи экзамена начинаются махинации.
Как отстоять свои права | |
---|---|
Если вы считаете, что вуз, в который вы подали документы, действует незаконно, жалуйтесь в Федеральную службу надзора в сфере образования и науки (Рособрнадзор), обращайтесь в Общество защиты прав потребителей образовательных услуг. |
Заранее вскрытые конверты с заданиями, учителя, решающие за учеников экзаменационные задачи... В прошлом году была собрана богатая коллекция подобных преступлений. У всех на слуху и скандал нынешнего лета, когда за выпускников экзамены сдавали студенты университета. Тем не менее количество имеющих 100-балльный результат по ЕГЭ с каждым годом растёт: в 2009 г. их было 2336 человек, в 2010 г. - уже 2822. Кроме лидирующей Москвы, например, в прошлом году 100 баллов по ЕГЭ по русскому языку получили 98 школьников из Ростовской обл., 54 - из Дагестана, 44 - из Краснодарского края, 40 - из Татарстана. В Челябинской области, Пермском крае и Дагестане больше всех стобалльников по математике. Стали лучше учиться? Вряд ли.
В 2009 г. по итогам проверки 370 100-балльных работ выяснилось: около 100 из них отличными на самом деле не являлись.
В 2010 г. Рособрнадзор перепроверял оценки по географии и обществознанию - слишком уж хороши были результаты.
«Экзамены можно сдавать не только по месту прописки, главное - заранее подать заявку, - рассказывает В. Панин. - Увидев, как легко сдают ЕГЭ на 100 баллов в тех же южных республиках, московские школьники стали пробовать делать то же самое в какой-нибудь сельской школе, где за определённую плату можно получить максимальный результат».
Почему ЕГЭ, призванный бороться со взятками, не останавливает коррупцию и обесценивает наше образование? Не говоря уже о том, что сама методика тестового экзамена, по мнению многих экспертов, приучает школьников не столько понимать, изучать предмет, сколько тупо угадывать правильные ответы, примитивизирует сам процесс получения знаний.
Не секрет, что в институтах всегда были блатные - поступившие по знакомству, через репетиторов и т. д. Но таких скандалов с экзаменами ещё не было. «Система ЕГЭ не оправдала ожиданий, её нужно отменить, - считает В. Панин. - Привлекать экспертов, учителей, академиков, чтобы решить, что делать, чтобы вернуть российской системе образования уважение».
В ближайших номерах мы продолжим тему и расскажем о том, чем завершился нынешний студенческий «призыв»: в каких ещё вузах обнаружились липовые абитуриенты, скольким ребятам удалось поступить благодаря знаниям, а не блату и щедрости своих родителей, как в этом году принимали олимпиадников, инвалидов и прочих льготников. И попросим чиновников отчитаться: что они сделали, чтобы бардака с ЕГЭ стало меньше?