Больше месяца назад активисты Федерации автовладельцев России (ФАР) передали руководителю столичного управления ГИБДД Александру Ильину снятые ими видеозаписи фактов нарушения Правил дорожного движения спецавтомобилями. Главный московский автоинспектор обещал разобраться и наказать виновных по всей строгости КоАП. «АиФ» решил выяснить, сдержал ли офицер своё слово.
Суд да дело
«Недавно Александр Ильин сообщил нам, что по 12 случаям, описанным в заявлениях, возбуждены дела, - рассказал «АиФ» Сергей Канаев, президент ФАР. - Причём пять из них уже направлены в судебные инстанции. Однако мы требуем от властей не рапорта, а результатов расследований с именами привлечённых к ответственности водителей».
«Мы приняли все заявления активистов ФАР, - объяснил «АиФ» Александр Ильин. - В случаях, когда на записях зафиксированы номерные знаки автомобилей, чьи водители действительно нарушили ПДД, возбуждены административные производства. Часть уже направлена в суды для принятия решения о привлечении к ответственности. Однако согласно действующему законодательству мы не вправе предоставлять третьим лицам информацию о том, кто именно сидел за рулём и какое этих людей ждёт наказание. Говоря о проблеме мигалок в целом, могу высказать собственное мнение. Если российские законодатели решили, что на определённых транспортных средствах могут использоваться звуковые и световые сигналы, любые призывы бороться с этим противозаконны».
Дадим «павлинам» по ушам?
«Для того чтобы заставить VIP-лиц отказаться от мигалок, нужна высшая политическая воля, - уверен С. Канаев. - Чем больше будет нажима снизу, тем больше шансов, что проблему начнут решать по-настоящему. А ведь существуют и «неприкасаемые», не имеющие прав на спецсигналы, но всё равно постоянно пользующиеся ими. Это директора крупных банков и коммерческих структур, руководство нескольких телеканалов, некоторые кино- и телезвёзды, главы ведомств. Нередко случается и так, что, имея разрешение на одну мигалку, чиновники дублируют её на нескольких так называемых резервных авто. И вместо одного «членовоза» правила нарушают уже три».
Но ведь в большинстве стран высокопоставленные чиновники смогли отказаться от сомнительной привилегии безнаказанно нарушать правила дорожного движения. Почему же их примеру не хотят последовать российские коллеги?
«Уверен, что чиновники воспринимают мигалку в первую очередь как символ своей принадлежности к элите, - объяснил «АиФ» Сергей Ениколопов, заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН. - Подозреваю, что и публичные нарушения нередко нужны именно для демонстрации своего особого положения. При этом видно, что «слуги народа» вовсе не волнуются о том, что про них подумают граждане.
Действенным способом усмирить их стало бы получение по ушам от высшего начальства. Иначе поставить на место таких «павлинов» не получится».
«Мой водитель не включает мигалку без острой необходимости, - призналась «АиФ» Светлана Орлова, заместитель председателя Совета Федерации РФ. - Знаю, что в западных странах число чиновников, на машинах которых установлены спецсигналы, крайне мало. Мы стремимся к этому! Когда у нас будут свободные и безопасные дороги с развитой инфраструктурой, а автомобилисты перестанут так болезненно реагировать на спецтранспорт, то и необходимость в проблесковых маячках отпадёт».
Видимо, руководство Конституционного суда, которое отказалось от законного права на спецсигналы, уже ездит по «свободным и безопасным» дорогам?