Свято-Боголюбский монастырь - один из древнейших в России - оказался в центре скандала после того, как подростки из монастырского приюта пожаловались на издевательства со стороны опекающих их монахинь.
Как пишет газета «Известия», на днях в редакцию поступило письмо, подписанное директором Епархиальной школы-пансиона Суздаля Виталием Рысевым, а также воспитанниками монастыря Степаном Вусом, Ксенией Головченко и Марией Лойко. В нем рассказывается об издевательствах, которым они регулярно подвергались в приюте.
Как рассказала изданию мать Марии Лойко Раиса, прямо на ее глазах в качестве наказания дети выполняли по 300-500 поклонов, а однажды ее дочь жестокие воспитательницы заставили съесть кружку соли и довольно часто били ремнем.
По словам женщины, которая также жила при монастыре в качестве послушницы и отдала обители все деньги за проданную квартиру, из комнаты воспитателя она часто слышали плач детей, которых пороли ремнем, у многих были синяки на ногах и руках. Говорить с дочерью ей разрешали крайне редко. Кроме того, детей с раннего утра до позднего вечера заставляли работать на монастырских полях, а за малейшие шалости и провинности лишали еды и сна.
Ксения Головченко рассказывает, что получила травму позвоночника, после того, как ее тряпкой избила монахиня, считавшая, что она способна работать быстрее.
Сейчас подростки находятся в Епархиальной школе-пансионе Суздаля. Они напуганы. Степан Вус говорит, что его уже один раз похищали монахи, когда он сбежал, не выдержав издевательств. Вернул его начальник охраны школы.
Как пишет газета, Свято-Боголюбский монастырь уже давно стал оплотом так называемых «ревнителей чистоты православия», борьбы с новыми паспортами, ИНН, осужденного Церковью «чина всенародного покаяния» за убийство царя Николая II.
В сентябре 2009 года к нему было приковано повышенное внимание общественности после того, когда по телевидению прошел сюжет, в котором 16-летняя воспитанница Валя Перова обвиняла начальство приюта в жестоком обращении с детьми. Кроме того, она написала письма об издевательствах над несовершеннолетними президенту РФ Дмитрию Медведеву, Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу и генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. Вскоре после этого в монастыре началась проверка. Впрочем, в действиях монахинь-опекунов проверяющие состава преступления тогда так и не обнаружили. Как полагает газета, одной из причин этого стал тот факт, что духовник монастыря архимандрит Петр Кучер – ветеран Великой Отечественной войны и его весьма почитают сотрудники силовых ведомств. Кроме того, преступления в замкнутых коллективах и закрытых заведениях действительно трудно раскрываются.
Тем не менее, вскоре после скандала часть детей из приюта все же решили перевести в суздальскую Епархиальную школу-пансион, которой руководит отец Виталий Рысев.
« Она работает по федеральному образовательному стандарту и готовит не монахов, а православных граждан», - говорит директор. Он отстаивает интересы учеников, и вместе с ними обратился за помощью к журналистам. Дети умоляют оставить их в епархиальной школе. Между тем, во Владимирской епархии это кого-то раздражает. В учебном заведении епархиальные чиновники нередко устраивают всевозможные проверки.
Тем временем в начале октября из приюта монастыря сбежали две 17-летние воспитанницы. Они обратились за помощью в милицию. После этого решением органов опеки они также были определены в суздальскую школу. Однако через несколько дней, по настоянию епархии, их было решено вернуть назад и передать на попечение монахиням Свято-Боголюбского монастыря. Как утверждает отец Виталий, остальным детям прямо через ограду школы стали угрожать насильственным возвращением в монастырь.
По словам Ксении Головченко в прошлом году они специально лгали комиссии патриарха, что к ним в монастыре хорошо относятся. Сейчас, по ее словам, в скитах вокруг монастыря находится 10 девочек и судьба их неизвестна.
Напомним, что год назад, внештатный корреспондент сайта «Интерфакс-Религия» Ольга Гуманова, расследовавшая ситуацию в Свято-Боголюбовском монастыре, была избита неизвестными у подъезда собственного дома. Незадолго до нападения она изложила в своем блоге собственное мнение о ситуации в монастыре и получила от ряда анонимных читателей угрозы.
Между тем, как заявил изданию заместитель управляющего делами Московской патриархии игумен Савва (Тутунов), в самом Боголюбском монастыре приюта нет. Дети, жившие в приюте и не являющиеся сиротами, были размещены своими родителями в частных домах, связанных с монастырем. Там могут жить как духовные чада архимандрита Петра (Кучера), так и люди, почитающие монастырь. Тем не менее, он не исключает, что проверки школы могли быть вызваны обращениями родителей детей или монастырских воспитателей, ведь «формат жизни детей в Суздале отличается от того, что был в Боголюбове».