В минувшую пятницу в ходе традиционной пятничной молитвы у Соборной мечети в Москве возник конфликт между силами милиции и верующими, которые расположились прямо на проезжей части. Как правило, ранее религиозные обряды они совершали прямо на тротуаре, но на этот раз он был перекрыт правоохранителями из УВД Центрального административного округа. Стражи порядка закрыли проход на площадку рядом с мечетью и спорткомплексом «Олимпийский», где ранее было решено оборудовать молельный зал на 1300 человек. Однако сейчас спорткомплексом на этом месте устроена автостоянка.
В итоге прихожане начали проявлять беспокойство и возмущение, погасить которое удалось лишь духовенству, которое также выразило свое недовольство действиями властей.
«Молящиеся мусульмане на улице, под дождем, солнцем и снегом, – это признак крепости нашей веры, но и неуважение по отношению к мусульманской умме. Ведь мы полноправные труженики, патриоты, исправные налогоплательщики. Почему в городе, где предки сегодняшних мусульман проживали испокон веков, люди должны совершать моления на улице?» - заявил председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин.
По его словам, обращенным к главам мусульманских религиозных организаций, они должны способствовать мирному урегулированию этого вопроса, хотя гнев и возмущение мусульманского сообщества, считает он, оправданны. Удержать народные массы от праведного гнева будет сложнее, чем добиться властного решения проблемы на уровне городского руководства, пояснил он.
Сразу после этого заявления эксперты заявили, что слова имама носят провокационный характер, так как слишком похожи на шантаж будущего мэра Москвы.
Как пишет «Независимая газета», дело в том, что с приходом нового градоначальника изменится расстановка сил среди мусульманских организаций столицы. Если при предыдущем мэре господин Гайнутдин пользовался покровительством властей, то теперь он может его лишиться. Возможно, ряд религиозных лиц хочет отыграть ситуацию назад.
Издание отмечает, что волнения среди тысяч мусульман, сопровождавшиеся перекрытием дороги, для Москвы вещь невероятная. Что-то подобное в городе наблюдалось 12 лет назад– 7 мая 1998 года, когда после убийства азербайджанского торговца в Лужниках несколько тысяч его соотечественников устроили шествие в центр города по Комсомольскому проспекту, однако были остановлены силами ОМОНа у станции метро «Фрунзенская». Сейчас, когда общество встревожено массовыми собраниями мусульман у Соборной мечети в Москве, такие волнения могут быть особенно опасны.
На этом фоне отношения мусульман и других жителей Москвы постепенно ухудшаются. Особое недовольство немусульман в российской столице вызвало недавнее празднование Ураза-байрама, когда на праздник пришли 55 тысяч верующих. Такого большого скопления людей в правоохранительных органах никак не ожидали. В результате из-за массового наплыва верующих ряд улиц пришлось перекрыть. Образовались массовые пробки. Тысячи людей опоздали на работу.
Недовольны москвичи и планами возведения в районе Текстильщиков новой мечети. Для того чтобы этого не произошло, местные жители засадили предполагаемое место строительства деревьями, а ранее провели на нем митинг протеста против строительства.
При этом свое неприятие они мотивировали тем, что строительство принесет в их район шум и заторы на дорогах и в метро. Какие-либо ксенофобские или политические мотивы своего протеста жители Текстильщиков категорически отрицают.
Тем не менее, как считает президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов, совершенно очевидно, что имеющихся мечетей для мусульман в Москве явно недостаточно. По его словам, на такое же количество мусульман в Татарстане приходится 1300 тысячи мечетей.
Конечно, подчеркнул он в интервью «Московскому Комсомольцу», Москва - это столица Российского государства, с огромной ролью русской культуры, языка и истории, с большим влиянием православной составляющей. И это его единоверцам, приезжающим в Москву, надо учитывать.
Что же касается недовольства и опасения немусульманского населения столицы, то они вполне объяснимы и понятны, так как в СМИ и в обществе долгое время муссировались различные антиисламские стереотипы, считает он.