О справедливости оценок
Учитель снизила отметку дочери за то, что она между цифрами пропустила не две, а три клеточки. Почему? Ведь она всё решила без ошибок!
М. Фуфина
Отвечает Ефим Рачевский, член комиссии Общественной палаты по развитию образования:
- В данном случае учитель снизил отметку законно, поскольку пропуск лишней клеточки - нарушение орфографического режима. Сегодня учеников особенно важно научить заполнять тетради с соблюдением всех требований: это поможет им при сдаче ЕГЭ, где из-за такой ошибки компьютер может просто не прочитать решение задачи и не засчитать его, даже если всё решено верно. По федеральным законам запрещено снижать отметки за прилежание и поведение. Но такие нормы могут быть прописаны в локальных актах самой школы.
О тренировке памяти
Ребёнок рассеянный. Как можно тренировать его память?
И. Петрова
Отвечает Ольга Холодова, почётный работник общего образования:
- Упражнения на развитие памяти можно делать по дороге в школу, на прогулке. К примеру, называйте ребёнку 10 слов, не связанных по смыслу, а он их должен повторить. Простейшее упражнение для развития внимания: ребёнок должен за определённое время найти и зачеркнуть в газете, например, все буквы «А». Также дети очень любят игру «Да» и «нет» не называть»: занимаясь любой домашней работой, вы задаёте ребёнку вопрос, а он должен ответить, не используя слова «да» и «нет».
О нагрузках
Записала сына-школьника на курсы английского. Он уже ходит в спортсекцию и на допзанятия по математике. Говорит, что ему тяжело. Надо ли заставлять?
И. Сумченко
Отвечает Никита Смирнов, эксперт Академии повышения квалификации работников образования:
- Родители часто стараются выжать из детей высокие успехи, не обращая внимания на состояние их здоровья и особенности психики. Даже стандартная школьная нагрузка является чрезмерной. В итоге за сиюминутные учебные результаты ребёнок расплачивается здоровьем. Это может проявиться сразу же - в виде неврозов, снижения иммунитета (как следствие - частые заболевания). Бывает, что перегрузки дают о себе знать только через 2-3 года в виде куда более серьёзных заболеваний. Нельзя сказать, что допнагрузки совсем не нужны. Важна разумность! Выстройте вместе с ребёнком режим. Выполнение домашнего задания должно занимать не более 2 часов. Выделите время для личных дел сына или дочери. И хотя бы полчаса в день общайтесь с детьми (фразы типа: «Уберись в комнате!», «Помой посуду!», «Вынеси мусор!» не считаются).
Мнение эксперта
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ:
- В среднем по РФ на одного учителя приходится почти 10 учеников. В ЕС - 1 педагог на 14-15 учащихся. Самая продвинутая в плане оптимизации количества школьных наставников - Финляндия, там учителей «нагрузили» 20 детьми. Для нас оптимальное соотношение 1 к 12 (а не 1 к 15, как предлагает Минобрнауки РФ).
Вы в курсе?
Хорошая новость для выпускников учебных заведений всех уровней, которые после окончания учёбы так и не нашли работу. Они могут обратиться в Центр занятости по месту жительства (с паспортом, дипломом и трудовой книжкой - если есть), где их направят на стажировку.
В 2010 г. продолжительность такой трудовой практики, которую засчитывают в стаж, увеличена до 6 месяцев (в 2009 г. - на 3 месяца).
В прошлом году после прохождения стажировки по этой программе постоянную работу получили 47% стажёров.
Учителя и школьники в России* (в млн. человек)
Школьники | Учителя | |
1990 | 20,85 | 1,46 |
1995 | н/д | н/д |
2000 | 20,49 | 1,75 |
2001 | 19,84 | 1,72 |
2002 | 18,85 | 1,70 |
2003 | 17,73 | 1,67 |
2004 | 16,56 | 1,61 |
2005 | 15,56 | 1,58 |
2006 | 14,73 | 1,52 |
2007 | 14,10 | 1,47 |
2008 | 13,75 | 1,41 |
2009 | 13,57 | 1,10** |
* Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях на начало учебного года.
** С С 09/10 учебного года количество учителей - без руководящих работников и внешних совместителей.